Айсылу Абдиянова
Влияние театрализованной деятельности на воспитание экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В свое время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на воспитание экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения образовательной деятельности является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально – художественной, продуктивной деятельности и чтения – с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.
Процесс становления осознанно- правильного отношения к природе сопровождается формированием соответствующего поведения ребенка. Которое может служить критерием оценки уровня его экологической культуры. Чем раньше начинается формирование основ
экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, раскрыть творческий потенциал детей в области экологии – одна из главных задач экологической работы в ДОУ.
Ориентирами в работе по воспитанию у детей дошкольного возраста эмоционально – нравственного отношения к природе средствами музыкально – ритмических движений является эмоционально – чувственный опыт ребенка по взаимодействию с природой, определяющий его нравственно – экологическую позицию.
Чрезвычайно высок потенциал искусства в формировании у детей экологической культуры. Оно оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую действительность, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. Неудержимая тяга к реализации творческого воображения детей дошкольного возраста объясняется психологическими особенностями, которые характеризуются образно – мифологическим мироощущением, эмоциональностью, наглядным, предметным восприятием окружающего мира, потребностью в активной деятельности, интенсивностью накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром. Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные музыкально-образные движения на музыкальных и физкультурных занятиях, развлечениях, праздниках. Дети учатся предавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, цыпленок, вылупившийся из скорлупы, котенок, свернувшийся клубочком на коврике и другие). Подобные занятия содействуют не только развитию детского музыкально – двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.
Во всех возрастных группах основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых музыкально – двигательных навыков является непосредственное воздействие музыки: оно повышает эмоционально – мышечный тонус, движения детей даже в младших группах становятся активнее, координированнее, точнее, определеннее.
Усиливать, уточнять и углублять это воздействие прежде всего помогает отвечающий музыке игровой образ, подкрепляемый пояснениями (рассказами, наводящими вопросами, напоминаниями) воспитателя, игровой образ будит фантазию и направляет воображение детей, наполняет их движения близким им и интересным содержанием, делает музыку более ясной и понятной для детей.
Чтобы научить детей младшей группы исполнять движения правильно, точно, выразительно, воспитатель, повторяя упражнение, привлекает внимание детей к характеру музыку: «Послушайте, как легко и нежно звучит музыка – так же легко, как летают маленькие птички»; «музыка веселая - лошадки радуются, что могут поскакать». Дети пытаются бежать легче, скакать энергичнее, вовремя начинать двигаться под музыку. Такими приемами воспитатель еще больше активизирует восприятие музыки детьми и усиливает ее эмоциональное и двигательное воздействие на них.
Для того чтобы помочь детям создать выразительный музыкально- двигательный образ в средней группе используем упражнение «Игр с водой», «Собираем камешки» и тому подобные. В подготовительной группе такие упражнения как, «Ласточка», «Лошадки», «Дождик» и другие. На физкультурных занятиях используем упражнения и игры такие как, «Сделай фигуру», «Удочка», «Воробушки», а также используем ритмическую гимнастику под редакцией З. Я. Злобиной.
Задача педагога – научить детей двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы, косолапого медведя, трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.
Движения под музыку способствуют развитию творческих способностей детей. На праздниках и развлечениях дети исполняли танцы листьев, овощей, мухоморов, снежинок, зверей; в театрализованных постановках использовали танцы звездочек, цветов, гусей-лебедей, рек – все это вызывает у детей яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, которые, в свою очередь являются важнейшим условием формирования музыкального творчества.
При обучении детей музыкально – ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям используются различные методы:
- наглядно- слуховой (выразительное исполнение музыки);
- наглядно – двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);
- словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);
- упражнения.
Эти методы помогут ребенку более глубоко и осознанно усвоить содержание и характер произведения.
Таким образом дети учатся:
- согласовывать движения с характером музыки, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;
-развивать у детей чувство ритма;
- развивать художественно-творческие способности.
Наряду с традиционными формами работы широко используются театрализованные игры и постановки. Наряду с традиционными формами работы широко используются театрализованные игры и постановки.
Театрализованная деятельность – одна из форм нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Экологический театр наряду с другими несет в себе серьезную воспитательную цель : объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы.
Проигрывая определенный сценарий дети меняются ролями. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки или утенка. Например, в сказке «Колосок» идет воспитательная работа - бережное отношение к чужому труду. В «Легенде о курае» и в «Легенде об Агидели» описывается красота природы Башкортостана, прививается любовь детей к своей Родине. В театрализованном представлении «Заветное желание», которое состоит из нескольких легенд Ф. Губайдуллиной, затронута тема охраны окружающей среды (в частности цветов, записанных в красную книгу Башкортостана, детьми были исполнены: танец цветов, танец звезд, песня «Подснежник».
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность и музыкально-ритмические движения у детей проявляется осознанно- правильное отношение к природе в делах и поступках.
Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, мы провели большое количество праздников, развлечений, досугов с детьми. Это различные мероприятия, например, праздник «Масленица», «Сабантуй», «Лето», и театральные постановки «Легенда о курае», «Легенда об Агидели», «Заветное желание», «Колосок», «Гуси-лебеди», «Репка».
Таким образом, искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую действительность, увидеть ее многообразие и красоту.