Елена Амзаян
Влияние современных гаджетов на жизнь и здоровье дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир сложно представить себе без использования сотовых телефонов, планшетов, компьютеров. Большинство поводят время с электронными устройствами дома, на работе, в транспорте. Дети не исключение. Они с такой легкостью осваивают любые цифровые технологии, что взрослые только диву даются. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно!
Многие специалисты считают, что лучше знакомить детей с различными девайсами после трех лет, ребенку 3-4 лет хватит не более часа в день, 5-6 лет – не более двух часов в день.
Публикация «Влияние современных гаджетов на жизнь и здоровье дошкольника» размещена в разделах
Чтобы полноценно развиваться, ребенку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребенок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет ее в своем сознании,
В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать. Использование гаджетов ребенком должно быть дозировано и под контролем родителей.
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировать аутичные черты его поведения. В период дошкольного детства ребенок осваивает важный навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношений к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
Компьютерная же игра, имеет другую психо-социальную структуру. Она не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом игра привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу-включу, захочу-выключу», примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско – родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Еще один факт, который можно отметить – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряю способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими руками.
О последствиях цифровых устройств для здоровья ребенка, а также рекомендации для профилактики компьютерной зависимости вы можете самостоятельно прочесть, взяв информационные листовки.
А молодым мамам, разрешающим детям играть планшетом или смартфоном стоит подумать о последствиях таких ежедневных игр для ребенка в будущем. Нужно планировать день ребенка так, чтобы у него была насыщенная жизнь, интересные встречи, общение, взаимодействие со взрослыми людьми и родственниками. Также обязательны ежедневные прогулки. Развлечения должны быть разнообразными и дома. Важно обеспечить кроху всеми необходимыми материалами для творчества: карандашами, фломастерами, тестом для лепки, разноцветными кубиками. Пока малыш занимается тем, что ему действительно интересно, он не вспоминает о смартфоне, телевизоре и компьютере. Поэтому постарайтесь найти какое-нибудь увлекательное и желательно полезное занятие для него. Отправьте его в кружок по рисованию или шахматы, попробуйте плавание или спортивные игры – подойдет любая активность. Главное, чтобы она нравилась малышу, а не превратилась в обязанность. Ваша цель, чтобы кроха с трудом мог вспомнить, куда и когда он положил гаджет.