Алёна Куликова
Влияние совместных дидактических игр взрослых и детей на развитие и воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для правильного развития ребенка недостаточно лишь хороший уход и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих людей. В раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых, разнообразной среде развития. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка - содействовать полноценному его развитию. Полноценное развитие ребенка осуществляется, с «правильного» контакта. Именно, самый близкий человек, эмоциональный человек помогает, обогатить жизнедеятельность ребенка. В этом возрасте любознательный непоседа исследует все, что происходит вокруг него, а взрослые должны стать участниками этого увлекательного процесса. Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Не для кого не секрет, что дети воспитываются и развиваются под влиянием многих факторов, но игра это ведущий вид деятельности детей. Игры включают в себя: позитивное общение, яркие эмоции и тактильный контакт, активизацию художественного слова (потешки, стихи, коротенькие сказки, песенки, всё это влияет на развитие ребенка, а в дальнейшем и на формирование личности в целом. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в жизни, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Публикация «Влияние совместных дидактических игр взрослых и детей на развитие и воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми навыками и умениями, их этому надо научить. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, которые его окружают.
На сегодняшний день для развития детей имеется разнообразная развивающая среда : как в условиях образовательных учреждений, так и для домашних семейных игр. Мне хочется обратить ваше внимание на дидактические игры. Дидактическая игра вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание детей. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия и организационные отношения. Благодаря ей можно не только воздействовать на общее развитие малыша, но и успешно корректировать его характер. Мягко направлять неутомимую энергию в нужное русло, превращая, к примеру, излишнюю агрессивность в умение постоять за себя.
Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе игр малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых.
Детям очень нравятся дидактические игры, они способны увлечь малышей, познакомить с новыми предметами, а самое главное дают возможность общения со взрослыми. Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. В дидактической игре ребенок познает мир, знакомится со свойствами предметов, при этом он много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление ребенка, развиваются такие важные качества, как активность, стремление самостоятельно решить игровые задачи. Поэтому не использовать её, как средство развития и воспитания в семье, дома - большое упущение.
Опираясь на собственный опыт работы в детском реабилитационном центре, хочется отметить что во время совместных дидактических игр, у детей складываются положительные взаимоотношения с взрослыми. Они тянутся к тем взрослым, которые с ними занимаются, играют. Совместные с детьми игры помогают лучше узнать детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Дети быстро перенимают характер отношения к ним взрослого (чувствуют внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять к нему такое же отношение. Уже на 2-м году жизни дети чутко прислушиваются к оценке их деятельности воспитателем и ориентируются на нее. Поэтому мы в своей работе часто используем дидактические игры, это незаменимый помощник в воспитании и обучении детей.
Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть в дидактические игры только в детском учреждении, дома на игру просто не остается времени. Многие родители за частую не знают, что же такое дидактические игры и чем они отличаются от простых, в которые дети играют в свободное время, как эти игры проводятся, какова роль взрослого в игре. Но как было сказано ранее, игра в домашних условиях, когда рядом находится близкий человек, приносит большую пользу, наибольшее воздействие на развитие ребенка раннего возраста. В процессе игры, именно взрослый сообщает ребенку новые сведения, показывает малышу, как играть, последовательность действий, игровые способы, ставит задачу. Игра и игровое общение с ребёнком в семье, создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку закреплять, уточнить ранее полученные впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему близкими людьми в игре. Поэтому чтобы дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование, очень важно, чтобы дома в семье взрослый принимал активное участие в игре с ребенком, понимал важность игры для малыша, показывал малышу игровые способы, задачи игры.
Предлагаю Вам короткую информацию, которая может помочь разобраться и дать общее представление о дидактических играх.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Очень важно соблюдать в игре с дидактическим материалом постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
При организации игры необходимо помнить, что с помощью речи и эмоций взрослый (родитель) создает и удерживает интерес к данной игре.
Одни и те же дидактические и развивающие игры необходимо повторять, но при повторении усложнять дидактическую задачу.
Дома можно использовать разные игры для детей раннего возраста. При этом важно соблюдать ряд правил:
- играть нужно каждый день;
- количество игр не должно превышать 2 – 3- х в день;
- начинать нужно с 3 - 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность игр до 15 мин. ;
- использовать в играх наглядный материал – картинки, игрушки, натуральные предметы;
-игрушки, предметы, которые служат средством наглядности, нужно стремится показать по возможности в действии, движении.
- говоря с ребенком, поворачиваться к нему лицом, чтобы он видел, как вы произносите слова;
- говорить четко, внятно, использовать понятные ребенку слова, объяснять значение незнакомых слов;
- поддерживать своего ребенка, хвалить даже за незначительные успехи.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида.
Игры с предметами - В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Самая простая игра с предметами «Кто пропал? Что пропало?». Перед ребёнком ставят знакомые ему игрушки. Их должно быть не больше 5 и 6 штук. После этого, малыш закрывает глаза или отворачивается, а родитель прячет игрушку. Ребёнок должен угадать — что пропало. Принцип такой игры можно использовать в самых разных вариантах — цвета, предметы, форма, размер — все подойдет для того, чтобы увлечь малыша и вызвать у него интерес к игре. Или Например Игра «Волшебный мешочек» Цель данной игры — развивать не только мыслительные процессы, но и повышать уровень тактильного восприятия. В специально подготовленный мешочек или сумочку родитель складывает предметы, хорошо знакомые ребёнку, такие, чтобы их можно было пощупать и понять, что находится в руках. Среди них могут быть хорошо узнаваемые игрушки и предметы. Ребёнок запускает руку в мешочек и, изучая предмет на ощупь, отгадывает, что он нашел.
К играм с предметами можно относятся игры с дидактическими игрушками башенками, вкладышами, мозаиками. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Самое простое, что можно сделать — это выбрать картинки и рассортировать их в соответствии с заданным признаком. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть признак. Например, дикие и домашние животные, овощи и фрукты, деревья и цветы и так далее.
Например Игра «Кто чем питается?» помогает обогащать знания детей о животном мире. Перед ребёнком раскладываются картинки с животными и, в произвольном порядке — «еда». Ребёнок должен разложить картинки по парам. При ознакомлении детей с природой в подобных играх используют природный материал (семена растений, листья, камушки, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Не нужно забывать Предметы, природный материал, игрушки должны быть полностью безопасны.
Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, открытки, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр. Например «Пуговицы», «Прищепки», «Разложи по тарелочкам» и др. Благотворно влияют на детскую психику и имеют большой развивающий потенциал игры с цветным и обычным песком, манной крупой, пшеном. Малыши могут закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.
Настольно - печатные игры – Основным отличие настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино, «Парные картинки». Некоторые виды лото и парных картинок знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, растения, животные, птицы и т. д.). Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. С помощью настольно- печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.
Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Далее задание можно усложнить, ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Для развития у детей логического мышления, можно составлять целый предмет из отдельных частей. Составление разрезных кубиков и картинок. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание. Основным требованием к таким играм является то, что предметы на картинках должны быть знакомы детям. Поэтому, желательно, младшим детям, давать целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание сложить целую картинку из частей. Настольно – печатные игры «Лото», «Ягоды и фрукты», «Кому, что надо для работы?» и другие предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.
Словесные игры – Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи: способствуют формированию правильного звукопроизношения; развивают связную речь; активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка; способствуют обогащению, пополнению словаря; учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы; развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки, например, «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси». Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые, а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесная игра может быть и подвижной, во время неё малыши охотно будут произносить требующие отработки имитационные слова. Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок). Словесные игры знакомят малыша с окружающим миром, обогащают его словарный запас. В словесные игры можно играть дома, на прогулке, по дороге, сидя в очереди, в транспорте. Проводя словесные игры на прогулках, можно в качестве наглядных пособий использовать то, что ваш ребё нок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду, деревья, небо, цветы и т. д. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья. и т. д.
Нельзя не отметить игры с куклами они в основном используются для ознакомление с окружающим, закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, но также можно использовать игры с воспитательной целью. «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества, — сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Очень важно помнить что игра должна создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется чему-то новому, своему достижению, умению произнести слово, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. Правильно организованная игра способна творить чудеса. Ребенка можно воспитать, перевоспитать, обучить, подготовить к школе, развить в нем определенные черты характера или усовершенствовать навыки. И все благодаря игре.