МААМ-картинки

Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Мария Инсаркина
Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический – структура семьи; социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Публикация «Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Среди значимых для человека ценностей одного из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что воспитание детей находится в его руках, очень не многие задумываются о благополучии воспитывающихся в семье детей. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их личностном развитии и, например, в агрессивном поведении.

В настоящее время в нашей стране проблема детской агрессивности приобретает глобальный характер не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Под влиянием агрессивных проявлений у ребенка снижаются его интеллектуальные возможности, деформируется личностное развитие, появляется повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость. Рост количества детей, имеющих агрессивные проявления, беспокоит как родительскую, так и педагогическую общественность.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейного неблагополучия : каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и д. р. как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Анализ исследований, посвященных проблемам агрессивности, позволил понимать семейное воспитание как одно из основных условий становления и развития агрессивности ребенка. Не случайно выяснению влияния линии воспитания в семье на агрессивность детей посвящено множество исследований. В то же время, в этой проблеме существуют множество невыясненных моментов.

Главную роль в формировании повышенной агрессивности детей играют родители – агрессивное поведение по отношению к окружающим как пример нежелательного поведения, жестокое обращение с детьми в процессе воспитания, недостаток эмоционального тепла и гипоопека (и другие дисгармоничные типы воспитания).

Поступки, действия ребенка являются зеркальным отражением семейного уклада, преобладающих в семье правил, стиля поведения. Ведь особенность ребенка-дошкольника, живущего в семье, заключается в том, что он всегда и во всем, на бессознательном уровне подражает своим родителям. Убеждения и стремления родителей являются для ребенка истиной в последней инстанции. Дети постоянно находятся в процессе семейного взаимодействия и наблюдают за ним. Личный пример родителей обладает огромной силой на ребенка и соответственно налагает на них ответственность за свои слова и поведение в присутствии ребенка. Однако, агрессивные проявления у ребенка в дошкольном возрасте имеют свое развитие не только в результате подражания родителям, но и в условиях, когда он испытывает острый дефицит родительской любви и подвержен постоянным наказаниям.

С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении, агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением.

Именно поэтому работа по коррекции агрессивных проявлений необходима в дошкольном возрасте т. к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как тенденция в поведенческом арсенале детей.

В связи с этим роль родителей в своевременной профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей невозможно переоценить. Знание и понимание ими механизмов формирования агрессивного поведения, особенностей проявления агрессивности в детском возрасте, основных способов снижения детской агрессивности является важным условием создания преемственности в профилактической и коррекционной работе между педагогами детского сада и самими родителями.

Л. С. Выготский писал: «Микросоциальная ситуация развития, определяемая особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, является основой развития личности ребенка, обеспечивая формирование высших психических функций в процессе его «врастания в цивилизацию».

М. М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку»

И. Г. Сухогузова выделяет следующие формы неблагополучных семей :

1. Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей. Такое уклонение предполагает систематическое невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью, ничего не делают для удовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка). Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

2. Бытовое пьянство и семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией. Такая неблагополучная семья характеризуется систематическим злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства посторонних лиц, аморальным поведением родителей, их скандалами и драками.

3. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или других членов семьи с детьми.

Жестокое обращение заключается в физическом или в психическом насилии над ребё нком: побои, истязания, угрозы, внушение чувства страха, подавление всякой воли ребёнка.

4. Семьи, в которых родители злоупотребляют своими правами, создают такие условия, которые затрудняют получение ребёнком образования, демонстрируют свою власть, используя беспомощное состояние ребёнка; приучают его к употреблению алкоголя или наркотиков, приобщают к попрошайничеству и т. д.

Злоупотребление правами не носит характер разовых поступков, а выражается в целом ряде действий.

5. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и педагогов.

Существуют факторы, которые влияют на становление агрессивного поведения детей-дошкольников.

М. Раттер рассматривает детскую агрессивность и связывает ее происхождение с такими факторами: тяжелая обстановка в семье, многодетность, стиль воспитания и т. д. [1].

Осницкий А. К. связывает проявление агрессии у детей в первую очередь с условиями воспитания и условиями социализации [3].

По мнению А. С. Завражина агрессивное поведение ребёнка дошкольного возраста структурируется вокруг двух сфер игры как инструментально-деятельного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально - оценочного [2].

Бэрон Р., Ричардсон Д. перечисляют следующие основные источники, из которых дети получают знания о моделях агрессивного поведения.

Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его подкрепление; агрессивности дети обучаются также при общении со сверстниками; став жертвами насилия; на символических примерах, получаемых из СМИ [4. С. 39].

Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии - это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне её.

Воспитывая в ребёнке главную «добродетель» - послушание, взрослый, не обладая способностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцируя протестное поведение. «Он выводит ребенка на дорогу непослушания, как бы подозрительно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, носителя зла, с которым непременно нужно бороться» [4].

Список использованных источников.

1. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998

2. Завражин С. А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр. псих., 1993

3. Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994

4. Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1999

Публикации по теме:

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 июля 2020 в 06:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Инсаркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД