Мария Инсаркина
Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический – структура семьи; социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Темочки:
Среди значимых для человека ценностей одного из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что воспитание детей находится в его руках, очень не многие задумываются о благополучии воспитывающихся в семье детей. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их личностном развитии и, например, в агрессивном поведении.
В настоящее время в нашей стране проблема детской агрессивности приобретает глобальный характер не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Под влиянием агрессивных проявлений у ребенка снижаются его интеллектуальные возможности, деформируется личностное развитие, появляется повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость. Рост количества детей, имеющих агрессивные проявления, беспокоит как родительскую, так и педагогическую общественность.
В научной литературе нет четкого определения понятия семейного неблагополучия : каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и д. р. как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Анализ исследований, посвященных проблемам агрессивности, позволил понимать семейное воспитание как одно из основных условий становления и развития агрессивности ребенка. Не случайно выяснению влияния линии воспитания в семье на агрессивность детей посвящено множество исследований. В то же время, в этой проблеме существуют множество невыясненных моментов.
Главную роль в формировании повышенной агрессивности детей играют родители – агрессивное поведение по отношению к окружающим как пример нежелательного поведения, жестокое обращение с детьми в процессе воспитания, недостаток эмоционального тепла и гипоопека (и другие дисгармоничные типы воспитания).
Поступки, действия ребенка являются зеркальным отражением семейного уклада, преобладающих в семье правил, стиля поведения. Ведь особенность ребенка-дошкольника, живущего в семье, заключается в том, что он всегда и во всем, на бессознательном уровне подражает своим родителям. Убеждения и стремления родителей являются для ребенка истиной в последней инстанции. Дети постоянно находятся в процессе семейного взаимодействия и наблюдают за ним. Личный пример родителей обладает огромной силой на ребенка и соответственно налагает на них ответственность за свои слова и поведение в присутствии ребенка. Однако, агрессивные проявления у ребенка в дошкольном возрасте имеют свое развитие не только в результате подражания родителям, но и в условиях, когда он испытывает острый дефицит родительской любви и подвержен постоянным наказаниям.
С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении, агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением.
Именно поэтому работа по коррекции агрессивных проявлений необходима в дошкольном возрасте т. к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как тенденция в поведенческом арсенале детей.
В связи с этим роль родителей в своевременной профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей невозможно переоценить. Знание и понимание ими механизмов формирования агрессивного поведения, особенностей проявления агрессивности в детском возрасте, основных способов снижения детской агрессивности является важным условием создания преемственности в профилактической и коррекционной работе между педагогами детского сада и самими родителями.
Л. С. Выготский писал: «Микросоциальная ситуация развития, определяемая особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, является основой развития личности ребенка, обеспечивая формирование высших психических функций в процессе его «врастания в цивилизацию».
М. М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку»
И. Г. Сухогузова выделяет следующие формы неблагополучных семей :
1. Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей. Такое уклонение предполагает систематическое невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью, ничего не делают для удовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка). Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
2. Бытовое пьянство и семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией. Такая неблагополучная семья характеризуется систематическим злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства посторонних лиц, аморальным поведением родителей, их скандалами и драками.
3. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или других членов семьи с детьми.
Жестокое обращение заключается в физическом или в психическом насилии над ребё нком: побои, истязания, угрозы, внушение чувства страха, подавление всякой воли ребёнка.
4. Семьи, в которых родители злоупотребляют своими правами, создают такие условия, которые затрудняют получение ребёнком образования, демонстрируют свою власть, используя беспомощное состояние ребёнка; приучают его к употреблению алкоголя или наркотиков, приобщают к попрошайничеству и т. д.
Злоупотребление правами не носит характер разовых поступков, а выражается в целом ряде действий.
5. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и педагогов.
Существуют факторы, которые влияют на становление агрессивного поведения детей-дошкольников.
М. Раттер рассматривает детскую агрессивность и связывает ее происхождение с такими факторами: тяжелая обстановка в семье, многодетность, стиль воспитания и т. д. [1].
Осницкий А. К. связывает проявление агрессии у детей в первую очередь с условиями воспитания и условиями социализации [3].
По мнению А. С. Завражина агрессивное поведение ребёнка дошкольного возраста структурируется вокруг двух сфер игры как инструментально-деятельного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально - оценочного [2].
Бэрон Р., Ричардсон Д. перечисляют следующие основные источники, из которых дети получают знания о моделях агрессивного поведения.
Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его подкрепление; агрессивности дети обучаются также при общении со сверстниками; став жертвами насилия; на символических примерах, получаемых из СМИ [4. С. 39].
Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии - это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне её.
Воспитывая в ребёнке главную «добродетель» - послушание, взрослый, не обладая способностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцируя протестное поведение. «Он выводит ребенка на дорогу непослушания, как бы подозрительно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, носителя зла, с которым непременно нужно бороться» [4].
Список использованных источников.
1. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
2. Завражин С. А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр. псих., 1993
3. Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994
4. Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1999