Приложение МААМ

Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Мария Инсаркина
Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический – структура семьи; социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Темочки:

Среди значимых для человека ценностей одного из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что воспитание детей находится в его руках, очень не многие задумываются о благополучии воспитывающихся в семье детей. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их личностном развитии и, например, в агрессивном поведении.

В настоящее время в нашей стране проблема детской агрессивности приобретает глобальный характер не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Под влиянием агрессивных проявлений у ребенка снижаются его интеллектуальные возможности, деформируется личностное развитие, появляется повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость. Рост количества детей, имеющих агрессивные проявления, беспокоит как родительскую, так и педагогическую общественность.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейного неблагополучия : каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и д. р. как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Анализ исследований, посвященных проблемам агрессивности, позволил понимать семейное воспитание как одно из основных условий становления и развития агрессивности ребенка. Не случайно выяснению влияния линии воспитания в семье на агрессивность детей посвящено множество исследований. В то же время, в этой проблеме существуют множество невыясненных моментов.

Главную роль в формировании повышенной агрессивности детей играют родители – агрессивное поведение по отношению к окружающим как пример нежелательного поведения, жестокое обращение с детьми в процессе воспитания, недостаток эмоционального тепла и гипоопека (и другие дисгармоничные типы воспитания).

Поступки, действия ребенка являются зеркальным отражением семейного уклада, преобладающих в семье правил, стиля поведения. Ведь особенность ребенка-дошкольника, живущего в семье, заключается в том, что он всегда и во всем, на бессознательном уровне подражает своим родителям. Убеждения и стремления родителей являются для ребенка истиной в последней инстанции. Дети постоянно находятся в процессе семейного взаимодействия и наблюдают за ним. Личный пример родителей обладает огромной силой на ребенка и соответственно налагает на них ответственность за свои слова и поведение в присутствии ребенка. Однако, агрессивные проявления у ребенка в дошкольном возрасте имеют свое развитие не только в результате подражания родителям, но и в условиях, когда он испытывает острый дефицит родительской любви и подвержен постоянным наказаниям.

С возрастом данные особенности детей становятся все более привычными (закрепляются в поведении, агрессивность детей приобретает более выраженную враждебность и начинает граничить с противоправным поведением.

Именно поэтому работа по коррекции агрессивных проявлений необходима в дошкольном возрасте т. к. подобные состояния легче исправить, когда они еще не закрепились как тенденция в поведенческом арсенале детей.

В связи с этим роль родителей в своевременной профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей невозможно переоценить. Знание и понимание ими механизмов формирования агрессивного поведения, особенностей проявления агрессивности в детском возрасте, основных способов снижения детской агрессивности является важным условием создания преемственности в профилактической и коррекционной работе между педагогами детского сада и самими родителями.

Л. С. Выготский писал: «Микросоциальная ситуация развития, определяемая особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, является основой развития личности ребенка, обеспечивая формирование высших психических функций в процессе его «врастания в цивилизацию».

М. М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку»

И. Г. Сухогузова выделяет следующие формы неблагополучных семей :

1. Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей. Такое уклонение предполагает систематическое невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью, ничего не делают для удовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка). Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

2. Бытовое пьянство и семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией. Такая неблагополучная семья характеризуется систематическим злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства посторонних лиц, аморальным поведением родителей, их скандалами и драками.

3. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или других членов семьи с детьми.

Жестокое обращение заключается в физическом или в психическом насилии над ребё нком: побои, истязания, угрозы, внушение чувства страха, подавление всякой воли ребёнка.

4. Семьи, в которых родители злоупотребляют своими правами, создают такие условия, которые затрудняют получение ребёнком образования, демонстрируют свою власть, используя беспомощное состояние ребёнка; приучают его к употреблению алкоголя или наркотиков, приобщают к попрошайничеству и т. д.

Злоупотребление правами не носит характер разовых поступков, а выражается в целом ряде действий.

5. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и педагогов.

Существуют факторы, которые влияют на становление агрессивного поведения детей-дошкольников.

М. Раттер рассматривает детскую агрессивность и связывает ее происхождение с такими факторами: тяжелая обстановка в семье, многодетность, стиль воспитания и т. д. [1].

Осницкий А. К. связывает проявление агрессии у детей в первую очередь с условиями воспитания и условиями социализации [3].

По мнению А. С. Завражина агрессивное поведение ребёнка дошкольного возраста структурируется вокруг двух сфер игры как инструментально-деятельного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально - оценочного [2].

Бэрон Р., Ричардсон Д. перечисляют следующие основные источники, из которых дети получают знания о моделях агрессивного поведения.

Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его подкрепление; агрессивности дети обучаются также при общении со сверстниками; став жертвами насилия; на символических примерах, получаемых из СМИ [4. С. 39].

Стиль семейного воспитания, реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии - это те факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение в семье и вне её.

Воспитывая в ребёнке главную «добродетель» - послушание, взрослый, не обладая способностью к полному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцируя протестное поведение. «Он выводит ребенка на дорогу непослушания, как бы подозрительно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, носителя зла, с которым непременно нужно бороться» [4].

Список использованных источников.

1. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998

2. Завражин С. А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр. псих., 1993

3. Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994

4. Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1999

Публикации по теме:

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 июля 2020 в 06:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Инсаркина (УИ 227440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД