Доронина Наталья
Влияние неблагополучной семьи на развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Семья — это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро.
Василий Сухомлинский
Семья является одним из важнейших факторов психологического и личностного развития ребёнка. Ошибки и просчёты воспитания детей в са-мом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении, в трудностях адаптации, в различных отклонениях заменить семью, её функции.
Публикация «Влияние неблагополучной семьи на развитие ребёнка» размещена в разделах
Семейное воспитание отличается глубоко эмоциональным, интимным характером отношений матери и отца к детям и усиливается родственной привязанностью, взаимной любовью. Отношение ребёнка с родителями яв-ляются первоосновой, фундаментом отношений личности к миру в целом. Под влиянием воспитания к 5-6 годам у ребёнка формируются основные личностные особенности: закрепляется характерный для него стиль эмоцио-нального реагирования, складываются основы характера и важнейшие пока-затели психологического пола.
К концу дошкольного возраста заканчивается первоначальное базовое воспитание, всё зависит от соотношения «хорошего» и «плохого» в ребёнке, процент которого определяется отношениями ребёнка с родителями и его впечатлениями об этих отношениях. Следует отметить, что сама семья как социальный институт претерпевает существенные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений, снижается стабильность семейно-брачных отношений, что влечёт за собой рост числа разводов; снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рождённых вне брака; сокращается свободное время родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода; увеличивается число родителей, имеющих вредные привычки и ведущих аморальный образ жизни. В рамках этих моментов укорачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи, как социального института. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой воспитательный потенциал.
Последствия такого влияния родителя трудно исправимы и определяют свою последующую жизнь ребёнка, так как они попадают на период формирования личности. В современной психологии сформировалось два направления, рассматривающих по-разному роль семьи как фактора, влияющего на развитие личности ребёнка. Так, собственно психологические исследования рассматривают семью как фактор позитивного влияния, психотерапевтические – как фактор негативного влияния. Особенности негативного влияния родительско - детских отношений на формирование личности ребёнка в определённой степени детерминированы типом семьи, однако они остаются недостаточно изученными.
Неблагополучная семья – это семья, находящаяся в социально опасном положении, когда родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей, а дети вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, либо совершают правонарушения и антиобщественные действия (из Положения о проведении индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями).
Неблагополучная семья для ребёнка – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребёнка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребёнка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребёнком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «Семья – ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или воспитанием, подавляющим ребёнка. Порой неполная семья полезнее для ребёнка, чем полноценная. Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые производственными делами, мало внимания уделяют ребёнку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека. Разводы также влияют на ребёнка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат путь. Или станут циниками, или одинокими, или ещё какими – нибудь, но в любом случае – несчастливыми.
Дефекты воспитания – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные по-казатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношения к ребёнку. Для неблагополучных семей существует большое множество психологических служб, которые обеспечивают помощь семье и детям, помогают разрешить хронические конфликтные ситуации, а также помогают родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и скорректировать свою позицию, проводят социально-психологические тренинги, формирующие новее формы социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей.
Эти же службы могут осуществлять психологическую коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и неблагополучными семьями. Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную помощь в работе с криминально-аморальными семьями, где степень моральной деградации родителей такова, что увещание и меры психологического воздействия оказываются безуспешными в плане избавления людей от их пороков: пьянства, развратного образа жизни, жесткости и прочее. В данном случае требуются решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домашней обстановки и оказанию социально-правовой помощи.