Потапова Наталья
Опыт работы учителя музыки «Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы учителя музыки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей №22
«Надежда Сибири»
«Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»
подготовила
педагог-организатор,
учитель музыки
1 квалификационной категории,
Наталья Николаевна
Потапова
Новосибирск-2021
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
Публикация «Опыт работы учителя музыки „Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
• нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Я стремлюсь своих обучающихся научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание». (И. Ильин https://www.gumer.info/authors.) Однако, как отмечал Л. Выготский (собр. соч. : В 6 т. М. : Педагогика, 1982 – 1984) : «Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции». Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Много внимания уделяю подбору содержания певческого репертуара. Это способствует расширению жизненного и музыкального кругозора обучающихся, формированию положительного отношения к музыкальному искусству. Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыкальные произведения, развить способность чувствовать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Я использую разнообразные виды деятельности учащихся на уроках музыки : художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов к тому или иному музыкальному произведению…. Провожу музыкальные спектакли, праздники. Регулярно занимаюсь с детьми музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением. Провожу музыкально-обрядовые игры. Одним из элементов урока является слушание народных песен, классических музыкальных произведений.
Восприятие музыки, главный фактор духовно-нравственного воспитания. В музыкальном воспитании формирование навыков восприятия музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.
Современные методы духовно-нравственного развития школьников.
Работа большинства общеобразовательных школ основана на программе Д. Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность. Сегодня появилась необходимость переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу Д. Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.
Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых – педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л. Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня. Ярким реализатором идей концепции Д. Б. Кабалевского стала Г. П. Сергеева, которая разработала современную программу педагогики под названием «музыка» и наполнила идеи Д. Б. Кабалевского новыми смыслами и значениями. В связи с этим ею предлагаемый курс может служить дополнением к программе Д. Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно – нравственными акцентами.
Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.
Проблема преподавания музыки в школе как носителя духовно-нравственного воспитания всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции, каждый преподаватель решал ее в большинстве случаев индивидуально.
Видный деятель музыкального просвещения Н. М. Ковин считает, что для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развитии детей, необходимо: 1) развивать способность воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;
2) развивать необходимых как для этого, так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений, способностей и умений;
3)помогать усвоению нужных для этого знаний.
Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Преобладание какой-либо стороны делает само музыкальное образование неполным, односторонним. Программа Д. Кабалевского предусматривает равномерное воздействие на все три стороны в продолжение всего учебного курса школы.
Воспитание учащихся в современном обществе.
Первоочередная для меня задача, как учителя музыки – это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него.
По моему мнению задача учителя музыки – воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на наставника широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.
Основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание посредством музыкальных произведений.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.
Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами.
Роль классических произведений в воспитании учащихся
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.
Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброту, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.
Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.
Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.
В совокупности с другими учебными дисциплинами, по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.
Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи «гуманизации» образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Список используемой литературы:
(И. Ильин https://www.gumer.info/authors.)
Л. Выготский, Собр. соч. : В 6 т. М. : Педагогика, 1982 – 1984
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.
–М. :ВЛАДОС,2000.
Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб, пос. для студ. муз. фак. педвузов. - М. : Академия, 2002.
Ветлугина Н. А. Структура музыкальности и пути её исследования // Н. А. Ветлугина.
Горюнова Л. В., Маслова Л. П. Урок музыки – урок искусства. Кн. Для учителя. –М., 1989.
Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца : Книга для учителя. –М. :1984.
Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. - М., 1986
Каган М. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе// Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. Ред Н. А. Яковлева. – Л., 1989.
Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. / Под рук. Кабалевского Д. Б. – М., 2004,2006.
Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. / Под общ. Ред. Ю. Б. Алиева. - М. : Просвещение, 1993.
Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2005,2006.
Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитании средствами музыки // Преподаватель (Спец выпуск «Музыкант-педагог»).-2001.