Юлия Егорова
Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Егорова Ю. В.
Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с 51 "Росток"
г. Ставрополь
Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия : он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Публикация «Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Художественная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества.
Изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, деятельности : способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.
Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты. Как мы уже говорили ранее, дети любят рисовать. Создавая образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т. п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми. В период адаптации наших малышей к ДОУ стоит проводить игровые задания сначала индивидуально с каждым малышом, позже по подгруппам, продолжительность занятий: от 5 до 15 минут каждый день (начиная с 5 минут, постепенно увеличивая интервал до 15 минут). На занятиях необходимо использовать такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками, рисование красками на камне, рисование на песке, аппликация, лепка из теста. Самое главное требование к педагогам:
- не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения, педагог является лишь направляющим;
- проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть;
Изобразительная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка, поэтому в практике работы ДОУ стоит активно использовать следующие виды изобразительного творчества : рисование на бумаге руками и кисточками, рисование красками на камне, работа с песком, аппликация, лепка из теста.
Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, не для него, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам. Игровые задания, используемые в период адаптации младших дошкольников, дают очень хорошие результаты, так как основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.