Спицына Наталья Васильевна
Влияние художественного творчества на социализацию детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется всё больше внимания. Разрабатываются новые законы, программы и стандарты для детей с ОВЗ.
Публикация «Влияние художественного творчества на социализацию детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На мой взгляд, одним из условий успешной социализации таких детей является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и ощутить свою значимость. Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает детям найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил, умений и знаний. В процессе изобразительной деятельности дети открывают мир, пробуют себя и находят в нём свое место.
Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности. Искусство выступает как средство для социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным.
Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста. Как писал американский психолог Кристофер Фергюсон: «Творческие способности не создаются, а высвобождаются». Задача педагогов состоит в том, чтобы разглядеть эти способности и перевести их на более высокий уровень. Дети с ОВЗ, обладающие постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируются к изменяющимся условиям и требованиям жизни. Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка с ОВЗ. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию.
Занятия рисованием активизируют сенсорное развитие ребенка с ОВЗ, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры.
Ценность изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в коррекции имеющихся нарушений средствами изобразительной деятельности. Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько задач:
• во–первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка;
• во–вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности детей с ОВЗ;
• в–третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма;
• в–четвёртых, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения;
• в–пятых, помогают в профессиональном определении.
Обучение ведётся но принципу решения задач от простого к сложному, от целого к деталям, и от деталей к целому. При организации занятий учитываются специфические особенности, неповторимость каждой личности, своеобразие склонностей и возможностей каждого ребёнка.
При работе с детьми с ОВЗ, необходимо союлюдать определё нные условия: равные, партнерские отношения, взаимодействие на горизонтальном уровне, на уровне глаз. Исключается любая агрессивность по отношению к ребенку. Не приемлемы указания, команды, требование, принуждение. Пространство, в котором проходит деятельность должно ощущаться ребенком как комфортное. Исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка. Ребенок вправе выбирать виды и содержание изобразительной деятельности и работать в собственном темпе. Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий. В работе с такими детьми осуществляю дифференцированный подход, обеспечивая преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков, помогаю активизировать самостоятельные проявления детей в творчестве, обеспечивая вариативность в структуре и содержании изобразительной деятельности. Использую педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную). Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение задания частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Для большего эффекта в работе мною были взяты для работы различные нетрадиционные технологии рисования:
• пластилинография;
• тестопластика;
• кляксография;
• рисования пальчиками и ладошками;
• рисование мятой бумай;
• рисование штампами;
• монотипия;
• рисование нитками и др.
Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его творческий потенциал. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с ограниченными возможностями здоровья учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образполучился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на изображение рисунка.
Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.