дарья козлова
Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника
Практическая часть
Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы:
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Его суть - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребёнка.
Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
Публикация «Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника» размещена в разделах
Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить ( хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п., но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.
В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.
В-четвёртых, необходимо активное, действенное соучастие ребёнка. Педагог предлагает ребенку включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).
Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приёмами в течение занятия. И в этом аспекте эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов). Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот приём, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, т. к. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И тем не менее ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик ушёл, затем пришёл и лакает молоко, спит, т. е. проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: "Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился…" и. т. п. Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций его голос звучит то тихо, то громко; то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы и т. д. Это приёмы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога.
Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, чёткие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ - основной метод принципа наглядности - может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения, с использованием наглядных средств. Использовать можно плоскостные и объёмные театры.
Какими же приёмами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности?
Один из главных - приём инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста. Приём инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.
Приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.
Ещё один приём - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - "масляна головушка", желательно привести в движение именно часть игрушки; при чтении строки "Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?" (петушок как бы встрепенулся) и "подать голос" (петушок кукарекает, поёт). Этот приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при прочтении потешки "Вот и люди спят" вначале действенно разыгрывается первая строчка (воспитатель предлагает выполнить игровое действие имитационного характера, дети кладут под щёчку сложенные ладошки и на секунду закрывают глаза –«спят»). От понимания первой строки зависит понимание последующего текста. Поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.
Приё м усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или её местоположения, исчезновением или внезапным появлением в несколько изменённом виде. Например, чтобы привлечь внимание малыша к петушку, педагог показывает игрушку вначале близко, затем петушок взлетает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается - петушок кружится.
Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.
Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка. Воспитатель задерживается на каждой части столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке.
Отработав какую-то содержательную часть текста, педагог переходит ко второй, третьей частям занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель повторяет её ещё раз, прибегая к выше перечисленным приёмам.
Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т. е. поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, т. е. циклом) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.
В момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы. Что же должен предпринять воспитатель в этой ситуации? Несколько отыграть назад: спрятать куклу ("ляля ушла", увести петушка ("петушок спрятался). Если это ширма, то в ней предусматривается одна пустая сторона, которая и поворачивается к малышам, скрывая на некоторое время красочное изображение.
Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности. Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей второго года жизни. На третьем году постепенно формируется способность сразу включаться в "рабочую" ситуацию, осваивая новую информацию на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов.
Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. При этом рекомендуется при повторном и последующих повторениях не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленность, а также точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию, применяя разные приёмы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности.
Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определённое время.
Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом варианте). Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свёртывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.
Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволит педагогу создать у детей целостное восприятие. Прочтение целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь воспитатель выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читает всё произведение в целом, от начала до конца.
По принципу цикличности воспитатель повторяет2-3 раза чтение произведения в целом. Каждое повторное чтение должно проходить также увлекательно, как и всё занятие. При повторном прочтении меняется и характер исполнения. Например, воспитатель читает текст речитативом, а в следующий момент как бы пропевает весь текст, побуждая малышей действовать вместе.
Правильно подобранные методы, способствуют лучшему усвоению материала:
- Словесный метод – объяснение при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
- Наглядно – действенный метод – в раннем возрасте, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно – чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки и т. д. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю, даю возможность рассмотреть его.
- Практический метод – чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности (пальчиковые игры).
- Игровой метод- игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что бы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу приобщение детей к народному творчеству и фольклору. В группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, изготовлены игры и пособия для расширения представлений о фольклоре и русском народном творчестве. Проведение различных – занятий, показ театров, разучивание новых потешек, способствует речевому развитию младшего дошкольника, формируют у детей представление о фольклоре, ребенок развивается всесторонне. Для индивидуальных занятий с детьми использую «Пальчиковые игры в фольклоре», «Сказочные загадки». Малышам нравятся такие игры с куклами из деревянных ложек, куклы «пеленашки». Дети с удовольствием играют с макетом «Деревенский хуторок». У детей формируется интерес к быту тех времен.
Система работы по формированию знаний о фольклоре и русском народном творчестве.
Свою деятельность организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями. Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
- игры с предметами,
- театрализованные игры,
- пальчиковые игры с элементами фольклора.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
- «Театрализованные игры»- способствуют развитию творческих способностей, развитию и обогащению словаря детей, эмоциональный настрой детей, воспитание положительных нравственных качеств личности ребенка.
«Игры с предметами»- игры с вязанными куклами, и куклами «пеленашками», дают возможность развивать в детях творческие способности, развивать мышление, речь, помогает понять разницу между поколениями.
-«Пальчиковые игры»- на основе фольклора помогают развивать мелкую моторику рук, речь, помогают расширять представления о жанрах фольклора «потешка», воспитывает интерес к русскому народному творчеству, фольклору.
2.1. Описание методов работы.
Свою работу по влиянию фольклора и русского народного творчества на всестороннее развитие детей я начала с 1 младшей группы. В группу приходили дети “домашние”, и фольклор стал неотъемлемым помощником в нахождении, установлении контакта с детьми. Всестороннее развитие детей раннего возраста, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования у детей раннего возраста системы общения со взрослыми, доверительного отношения к взрослым, а также формирование навыков самообслуживания, которые можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора ребенок лучше запоминает, устанавливает причинно - следственные связи. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, кричалки, пословицы, поговорки, загадки, заклички.
На начальном этапе своей работы по ознакомлению детей с фольклором, мною было выявлено, что дети практически не имеют никаких знаний и представлений о фольклоре. Они не знакомы с потешками, прибаутками, но у них имеется интерес к их прослушиванию. Поэтому, мной был разработан план работы с детьми по данной проблеме. (Приложение №1)
В связи с этим, я стала применять фольклор в систематической работе с детьми раннего дошкольного возраста. У детей стал проявляться интерес к русскому народному творчеству, потешкам, пальчиковым играм с элементами фольклора.
Учитывая важность проблемы по формированию интереса к фольклору и русскому народному творчеству, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Я стала задумываться над изготовлением пособий, которые могли бы привлечь внимание детей и расширить их представления о фольклоре. Все яркое, красочное, необычное привлекает детей в младшем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что дидактические материал должен быть интересным и доступным для детей. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями родительское собрание на тему: «Фольклор в жизни детей», ознакомила с содержанием и значением фольклора для всестороннего развития малыша. Вместе с родителями обсудили, какое оборудование могли бы изготовить, из чего.
Свою работу я осуществляла в трех направлениях:
1. Разработала для детей предметно - пространственную среду с использованием малых форм фольклора.
2. Познакомила детей с бытом наших предков. Выставка «Уголок старины», изготовление макета «Деревенский хуторок».
3. Формировала представления детей о фольклоре и быте тех времен за счет пополнения развивающей среды новым игровым материалом, куклы из ложек, вязаный театр, куклы «пеленашки».
Родители заинтересовались моей идеей сделать оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Стали переносить опыт по влиянию фольклора на всесторонне развитие ребенка в повседневную жизнь детей в домашних условиях. Помогали различным материалом, охотно участвовали в организации выставки «Уголок старины».Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние фольклора на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста»
В родительском уголке размещены рекомендации по всестороннему развитию детей по средствам фольклора, организованна книжная выставка, для родителей подготовлена картотека пальчиковых игр с элементами фольклора, перечень используемой литературы с детьми по данному направлению.
Например:
- Выставка «Уголок старины»- организовав выставку, я хотела показать, как важно освящать жизнь и быт наших предков, прививать детям интерес к прошлому, воспитывать уважение к труду и быту тех времен.
- Макет «Деревенский хуторок»- совместно с родителями изготовили и разместили в групповой комнате макет деревни прошлых лет. Цель: Передать детям атмосферу жизни и быта предков.
Кроме того я использовала «Пальчиковые игры в фольклоре», которые способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию речи, обогащению словаря, формируют представления и интерес к фольклору, жанру «потешка». Их можно использовать в повседневной жизни малыша. А так же это интересная игра, которая помогает установить контакт с ребенком, развеселить его, и сделать его мир еще более интересным и насыщенным.
Дидактическая игра «Узнай сказку по картинке»
Цель: продолжать знакомить детей со сказками, расширять представление детей о сказках. Развивать речь детей, упражнять в умении понимать характер героев сказки, понимать их поведение, хорошие и плохие поступки, воспитывать любовь к сказкам.
Ход игры: На столе стоит «Волшебный сундучок», дети достают из него по одной картинке и называют, что изображено на картинке, и как называется сказка.
Дидактическое пособие «Покажи героя сказки»
Цель: развивать творческие способности, речь детей. Учить не боятся показывать себя и свои способности. Продолжать учить имитировать героев знакомых сказок при помощи масок, воспитывать интерес к драматизации.
Ход игры: У воспитателя в руках есть «Чудесный мешочек», в нем находятся маски, каждый из детей по очереди вытягивает из него маску, и показывает жестами и мимикой героя той или иной сказки.
Также мною были разработаны «Картотека потешек», картотека пальчиковых игр, подобранна соответствующая литература для детей раннего возраста.
В конце учебного года прослеживалась положительная динамика, у детей проявлялся интерес к фольклору, в систематической работе с детьми использовались потешки и прибаутки.
Свою работу во 2 младшей группе по данной теме я продолжила с изготовления более сложного и интересного оборудования, с привлечением родителей и детей.
Изготовление с родителями «Куклы из деревянных ложек», изготовление с детьми кукол «пеленашек», подбор конспектов занятий для работы с детьми по данной теме, подборка литературы для чтения детям, выставка «Книжный уголок» - все это способствует дальнейшему всестороннему развитию детей по средствам фольклора и русского народного творчества.
Выставка - Книжный уголок «По страницам любимых потешек»
Изготовление кукол из деревянных ложек
Игровое - занятие «Кукла - пеленашка»- изготовление совместно с детьми кукол из ткани.
Цель: Продолжать расширять знания детей о русском быте и культуре наших предков, познакомить детей с куклой «пеленашкой», вызвать интерес, желание сделать такую куклу своими руками.
Ход: Предлагаю детям послушать небольшой рассказ появления куклы «пеленашки», а также изготовить ее своими руками.
Драматизация по сказке «Курочка ряба» (с использованием вязаных кукол)
Цель: Вспомнить с детьми знакомую сказку. Продолжать развивать творческие способности, умение показывать героев сказки. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Наблюдение за детьми показало, что я на правильном пути. Данная тематика очень интересна и увлекательна для детей младшего дошкольного возраста. В дальнейшем буду продолжать свою работу в этом направлении, совместно с родителями создавать предметно-развивающею среду, пополнять дидактические пособия по данной теме, создавая при этом интересный и увлекательный мир к познанию фольклора. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.