Наталья Цыганкова
Семинар-практикум «Профилактика детского и семейного неблагополучия»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ :
Тема: «Профилактика детского и семейного неблагополучия».
Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в вопросах своевременного выявления неблагополучия в семьях, сопровождения семей, профилактики и просвещения родителей, а так же правового воспитания дошкольников.
«Дети – это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Публикация «Семинар-практикум „Профилактика детского и семейного неблагополучия“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Концепцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса РФ. За последние годы у нас в стране увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семье заботы, недостаточное удовлетворение своих потребностей, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все невозможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.
Что же такое неблагополучная семья?
Мы имеем ввиду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:
• Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
• Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
• Как ребенок может нарушить спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
• Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
Варианты неблагополучия :
1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможность их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинакового человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованны, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может повлечь разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.
5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
6. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.
7. Семья умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находятся вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
8. Семья с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения – безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольствия своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.
Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не проводить корректировки воспитательного воздействия, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.
Признаки неблагополучия в семье
1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут служебную записку на имя заведующего с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.
Что же нужно знать о неблагополучной семье?
• Материально – бытовые условия;
• Эмоционально-нравственный климат;
• Режим дня ребенка в семье;
• Методы и приемы воздействия взрослых на детей;
• Семейный досуг;
• Уровень педагогической культуры родителей.
Направления и форы работы с неблагополучной семьей.
Диагностика семейного неблагополучия :
Наблюдение специалистов и педагогов;
Анкетирование детей и родителей;
Опросники;
Тесты;
Мини-консилиумы;
Тренинги;
Анализ документов;
Анализ продуктов детского творчества;
Анализ состояния здоровья детей;
Анализ развития и успеваемости.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье :
Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
Консультации;
Индивидуальные беседы;
Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:
1. Жизнеобеспечение:
• занятость родителей,
• социальный статус;
• образовательный статус;
• материальный статус.
2. Организация быта:
• тип жилья;
• санитарно-гигиенические условия;
• условия жизни ребенка в семье.
3. Физическое здоровье:
• Диагностика;
• хронические болезни;
• профилактика;
• гигиена.
4. Духовное и моральное здоровье:
• вредные привычки;
• рецидивы;
• психологическое благополучие.
5. Воспитание детей:
• стиль воспитания в семье;
• психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь.
6. Внутренние и внешние коммуникации семьи:
• открытость семьи;
• тип семьи;
• характер детско-родительских взаимоотношений;
• отношения между супругами.
Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей.
• 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
• 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
• 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
• 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
• 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
• 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
• 7-й этап: составление карты семьи.
• 8-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей;
• 9-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
• 10-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
2. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальный.
3. Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра.
Дефекты это и есть, первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.
Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.
Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку, это часто отсутствует в неблагополучных семьях.