Алла Мишарина
Влияние дидактической игры на объем внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра является особым видом игровой деятельности. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их.
В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач - в этом их развивающая роль.
Публикация «Влияние дидактической игры на объем внимания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры на развитие внимания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к развитию объема внимания - это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию всех психических процессов (памяти, мышления, а так же большое влияние оказывают на развитие объема внимания. В дидактических играх на формирование объема внимания ребёнок выполняет действия, которые требуют сосредоточенности и устойчивости внимания.
Для того чтобы развивать у детей старшего дошкольного возраста объем внимания, нужны специальные дидактические игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. В одних случаях нужно точно скопировать предложенный материал («Кто точнее нарисует», в других найти предложенный фрагмент («Найди слоги», в третьих одновременно выполнять два задания («Обратный счет»).
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры, в том числе развивающие объем внимания.
Рассмотрим связь дидактических игр с занятиями. Например, с детьми старшего дошкольного возраста к занятию по ФЭМП при закреплении навыков обратного счета используем дидактическую игру «Обратный счет», которая требует, чтобы ребенок не просто считал в обратном порядке, но при этом производил определенные действия.
Игра «Кто больше увидит и запомнит?» также развивает объем внимания ребенка : пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и запомнить все предметы, названия которых состоят из двух слогов. При произнесении ведущим числа 30 все закрывают глаза. Один из игроков, (названный ведущим, перечисляет все, что запомнил, остальные дополняют. После того как игроки перечислили всё, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено.
На занятиях по ФЭМП можно также предложить задачи в стихах, например: Упражнение «Галки и палки»
Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
А сколько палок?
Ответ: 4 галки, 3 палки.
На занятиях по развитию речи проводим игру с сюжетной картинкой, где требуется внимательно посмотреть на рисунки и найти как можно быстрее все отличия одной картинки от другой. Можно задать детям вопросы по содержанию картинки. Возможен другой вариант работы с сюжетной картинкой: посмотреть внимательно на рисунок и постараться запомнить как можно больше информации (картинка показывается в течение 30 секунд). Далее ведущий задает детям как можно больше вопросов, с помощью которых они могут вспомнить детали рисунка.
При выполнении утренней зарядки и на физкультминутках можно использовать игру «Утренняя гимнастика» : ведущий выполняет упражнения, дети должны их повторять одновременно с ним. Выполняются упражнения в разной последовательности, по два раза каждое и быстро переходя от одного упражнения к другому: два раза присели, два раза повернулись. Выиграет тот, кто допустит меньше ошибок.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дидактическая игра «Пантомима для наблюдательных» покажет, насколько старшие дошкольники умеют правильно выполнять несложные бытовые дела: водящий показывает пантомиму, а остальные дети должны угадывать, что данное действие означает. Для начала предлагается изобразить простые действия (как причесываетесь, чистите зубы, наливаете чай). Затем идут действия посложнее: например, как вы накрываете на стол, делаете уборку в квартире и т. д.
Игра «Шерлок Холмс» может быть использована в качестве игровой паузы на любом занятии: играющий роль Шерлока Холмса внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.
Используя такие игры, дидактическая задача становится скрытой, замаскированной, воспитатель и дети являются участниками одной игры. В этих условиях взаимоотношения между детьми и взрослыми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, а дети учатся у него, а игрой.
Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи является не прямое указание воспитателя и желание детей научится у него, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть, именно это заставляет детей лучше воспринимать, внимательно вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры, и тем самым решать дидактическую задачу, в нашем случае - развивать объем внимания.
Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что дидактическая игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактические игры, направленные на развитие объема внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)