Бойко Натальи Николаевна
Виды речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятийный словарь:
1. Фонетическая сторона речи – произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата аппарата
2. Фонематическая сторона речи – способность различать и дифференцировать фонемы звуки речи
3. Речедвигательный механизм – состоит из: центрального отдела (кора мозга, преимущественно левое полушарие, проводникового отдела (нервные пути) и двигательного аппарата речи
Публикация «Виды речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
4. Речедвигательный аппарат – состоит из: артикуляторного аппарата (губы, зубы, небо, глотка, голосового аппарата (хрящи гортани, голосовые связки) и дыхательного аппарата (бронхи, легкие, диафрагма)
5. Иннервация – воздействие на органы чувств, мышцы, железы и т. д. с помощью нервов
РИНОЛАЛИЯ
НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА И ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА, РУБЦОВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ, ПАРЕЗАМИ И ПАРАЛИЧАМИ МЯГКОГО НЕБА)
Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, отоларинголога, невропатолога. При необходимости осуществляются операции на небе (хейлопластика) до 6 лет.
АЛАЛИЯ
ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ВСЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Различают три вида алалий:
сенсорные, моторные и сенсо-моторные.
Алалию нельзя считать просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отмечаются нарушения всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя. Среди неречевых расстройств выделяются моторные, сенсорные и психо-патологические симптомы.
ЗАИКАНИЕ
НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Для преодоления заикания применяется комплексный
метод, включающий в себя:
- терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное, направленное на оздоровление нервной системы
- психотерапевтическое воздействие
- коррекционные занятия с логопедом
- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)
СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ У ДЕТЕЙ НАРУШЕНО ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ, КАСАЮЩИХСЯ И ЗВУКОВОЙ, И СМЫСЛОВОЙ СТОРОН, ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И ИНТЕЛЛЕКТЕ
Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития
Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР I)
Активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» - «киска», «ака» - «собака»).
Могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленных грамматически («Ись иди» - «киска сидит»).
Характерна многозначительность употребляемых слов («ись» : «киска», «мишка»)
- Возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот (слово «пи» - часть глагола «пить», может обозначать чашку, воду, молоко, сок).
Широко используя жесты и мимику, дети понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации.
Произношение большинства звуков нарушено, многие из них искажаются, смягчаются и т. д.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР II)
Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех или четырех слов.
Ребенок может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» - «машина», «ибуаська» - «чебурашка»).
Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» - «ем ложкой»).
Отмечается грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - «цветочки», «какоки» - «колготки».
- Характерны многочисленные искажения звуков: дефекты смягчения, озвончения, произношения свистящих, шипящих, сонорных и др.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР III)
Активная речь характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-фонематического недоразвития. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» - «чашка», «стакан», «кружка»
- Появляются первые навыки словообразования («стол» - «столик»); но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» - «яблочный сок»); затрудняются образовывать глаголы приставочным способом («красил» - «покрасил», «выкрасил»)
- Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР IV)
Нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков речи
- Дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращение гласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке, у них недостаточная внятная дикция, вялая артикуляция («каша во рту»)
- Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» - «Мальчик подметает метлой двор», в смешении признаков («Большой дом» - «Высокий дом»)
- В грамматическом оформлении ошибки в употреблении существительных родительного числа («Увидели медведев, воронов», в согласовании прилагательных с существительным («Раскрашиваю шарик красным ручком»)
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР) НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РОДНОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ДЕФЕКТАМИ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
Выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
- дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков
дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп
- дети, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава и определить их последовательность
ДИЗАРТРИЯ
ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ГОЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
активный и пассивный словарь значительно отличаются по объему (пассивный шире активного)
в грамматическом строе речи выделяется такая специфическая ошибка, как пропуск предлогов («кига езыт тое» - «книга лежит на столе)
- в вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнетечении
ДИСЛАЛИЯ
НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОСТИ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Дислалия делится на группы:
1. Функциональная. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.
Причины: общая физическая ослабленность в период формирования речевой функции, недостаточная степень развития фонематического слуха, неблагоприятные социальные и речевые условия, двуязычие в семье
2. Механическая. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата
ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
- Звук отсутствует: ампа (лампа,акета (ракета)
- Звук произносится искаженно: горловой Р, межзубный С
- Звук заменяется другим, более простым по артикуляции (л – у)
ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ ЗВУКИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ ИЛИ НАРУШЕНЫ
-Сигматизм – дефекты произношения свистящих (с,з,ц) и шипящих (ш,ж,ч,щ)
- Ротацизм – дефекты произношения звуков «р, р’»
-Каппацизм – дефекты произношения звуков «к, к’»
- Ламбдацизм – дефекты произношения звуков «л, л’»
- Гаммацизм – дефекты произношения звуков «г, г’»
- Хитизм – дефекты произношения звуков «х, х’»
- Йотацизм – дефекты произношения звука «й»
- Дефекты озвончения – замена звонких согласных парными глухими
- Дефекты озвончения – замена мягких согласных твердыми
- Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения
- Ринофония – нарушен только тембр голоса
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)
ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ БОЛЕЕ МЕДЛЕННЫМ ТЕМПОМ ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ ТЕМПАМИ УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ОТСТАВАНИЕ РАВНОМЕРНО В ФОРМИРОВАНИИ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ ЯЗЫКА Если речевое развитие ребенка значительно задерживается, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду.
Необходимо вовремя провести необходимые исследования, определить причины ЗРР.