Гинатулина Оксана Александровна
Конспект занятия «Вежливые слова — наши верные помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать у дошкольников элементарные представления об этикете.
Задачи:
1. Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, благодарности, прощания).
2. Развивать умение детей анализировать поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми нормами поведения.
3. Воспитывать вежливость, доброжелательность, отзывчивость и дружеские отношения между детьми.
4. Развивать культуру речи.
Предварительная работа:
1. Беседы о доброте, хороших поступках
Публикация «Конспект занятия „Вежливые слова — наши верные помощники“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
2. Чтение сказок, стихов, рассказов о добрых поступках и вежливых словах.
3. Работа по темам: «Хлеб», «Птицы», «Животные леса и луга». Разучивание стихов.
4. Работа с ролями (Мышка, Белка, Хомяк).
Оборудование: магнитофон, книга со сказкой, проектор, экран, костюмы зверей, зернышки пшеницы, ржи, сосны, кормушка.
Форма проведения: путешествие
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Ответы детей: Музыку.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит?
Ответы детей: Кто-то к нам идет в гости, начинается волшебство…
Воспитатель: (на слайде книга) Правильно, перед нами волшебная книга. Хотите, узнать какая сегодня вас ждет сказка?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Посмотрите, кто это?
Ответы детей: (на слайде Дюймовочка) Девочка, которая спит в цветочке
Воспитатель: Вы догадались, из какой она сказки?
Ответы детей: Да, из сказки «Дюймовочка»
Воспитатель: Молодцы, узнали.
Воспитатель: Ребята, а кому в сказке помогла дожить до весны Дюймовочка?
Ответы детей: Ласточке
Воспитатель: (на слайде ласточка) Правильно. А чем кормила Дюймовочка ласточку?
Ответы детей:Зернышками
Воспитатель: [/b]Сейчас на улице у нас какое время года?
Ответы детей: (на слайде птицы у кормушки) Зима и многим птичкам холодно, голодно.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы птички не голодали?
Ответы детей: Мы можем накормить их.
Воспитатель: Конечно же.
Воспитатель: Сегодня мы с вами вместе и Дюймовочкой совершим путешествие в сказочную страну Вежливости (педагог показывает на слайд с картой). В этой стране нас ждут испытания. За каждое удачно пройденное испытание мы будем собирать зернышки для птичек. Но не просто их собрать. В этом нам помогут волшебные слова: добрые и вежливые.
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в эту страну вам нужно закрыть глаза и повторить за мной:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем!
Воспитатель: Посмотрите, где мы?
Ответы детей: (на слайде пшеничное поле и мышка) Мы на поле. Нас встретила мышка.
Воспитатель: А какие слова мы говорим при встрече с кем-нибудь?
Ответы детей: Привет! Здравствуйте! Добрый день!
Воспитатель: Да, именно эти. А ещё много других. Например, «Добрый вечер!», «Я рад тебя встретить», «Всегда вам рад», «С добрым утром!»
А вы знаете, что в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. Так, (слайды с фотографиями чередуются) Японцы приветствуют друг друга с помощью поклона.
Люди в Индии говорят слово «намастэ» и поднимают перед грудью руки, сжимая ладони и направляя пальцы вверх.
Во Франции люди предпочитают целоваться в щеку при встрече. Разумеется, это касается случаев, когда люди давно не виделись и собираются пообщаться, при встрече с соседом достаточно просто поздороваться, как и в других европейских странах.
Маори из Новой Зеландии здороваются с помощью традиционного жеста хонги, для которого двум людям необходимо прижаться друг к другу носами и лбами. Получается очень милый и необычный жест.
Гостям в Монголии дают специальный церемониальный шарф — хада. Его следует принимать аккуратно, протягивая обе руки и слегка кланяясь, чтобы показать свое уважительное отношение.
Распространенное греческое приветствие — это хлопок по спине или по плечу знакомого человека.
Воины племени масаи из Кении приветствуют новичков с помощью танцевальной церемонии, во время которой они становятся в круг и соревнуются в том, кто сможет выше подпрыгнуть.
Жители Тибета слегка высовывают во время приветствия язык, чтобы показать, что у них нет черного языка.
То, как люди здороваются, сильно зависит от места, где они живут. Это способ показать уважение к окружающим, так что о том как приветствовать жителей других стран стоит узнавать перед путешествием, так местные будут относиться к вам с большей симпатией. К тому же всегда полезно разбираться в традициях и обычаях разных культур!
(В зал входит мышка)
Воспитатель: Ребята, поприветствуйте мышку, так как вам понравилось. Кто желает поздороваться с мышкой по-японски? Кто по-гречески? А кто по-индийски? А кто как жители Тибета?
Вот как весело мы поздоровались с мышкой.
А ещё у нас Ваня знает стишок «Доброе утро» (слайд с ранним утром)
Ребенок читает стихотворение:
Приветствие «Доброе утро»
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
Пусть каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Спасибо, Ваня тебе за такое доброе пожелание нам всем! Ребята, вам понравилось пожелание Вани?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Вот и мышке понравилось. Она хочет вас отблагодарить за такие добрые приветствия и дает вам зернышки пшеницы.
Ребята у нас с вами есть первые зернышки для птичек. (На слайде сыплются зернышки)
Воспитатель: Давайте скажем мышке вежливые слова. Какие это слова?
Ответы детей: Спасибо. До свидания!
Воспитатель: А нас Дюймовочка зовет дальше в путь.
(На слайде - лес)
Воспитатель: Где мы с вами оказались?
Ответы детей: В лесу
Игра «Выполни задание»
Воспитатель: Да, но мы же в сказке, значит, и лес нас встречает сказочный. Оглядитесь вокруг. Растут высокие деревья, в их кронах поют птицы. Летают разноцветные бабочки среди ярких цветов. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Высоко в небе ярко светит солнышко. Вы вслушиваетесь в звуки, вдыхаете свежий лесной воздух, который пахнет ягодами и грибами. Вам хорошо и комфортно.
Посмотрите, кто нас встречает?
Ответы детей: (на слайде белка) Белка.
(И в группу входит Белка)
Вы уже знаете, как поприветствовать белочку. (Дети приветствуют белку).
Белка: Давайте сыграем с вами в игру.
Вставайте в кружок, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то выполняйте задание.
Например: Пусть похлопают в ладоши все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть коснуться кончика носа все, кто никогда не корчил рожицы.
Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает малышей.
Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Пусть постоят на правой ноге те, кто не обзывает других.
Пусть попрыгает на двух ногах тот, кто не говорит грубых слов взрослым.
Какие вы замечательные ребята. За то, что вы со мной играли, держите сосновые шишки.
Воспитатель: Ребята, это здорово. Мы из шишек достанем семена. А какие в них семена?
Ответы детей: Сосновые.
Воспитатель: Поблагодарите белочку и попрощайтесь с ней.
(Дети благодарят и прощаются с белочкой)
(на слайде Дюймовочка): А сейчас наш путь продолжается
Воспитатель: (на слайде луг и хомяк) Интересно кого же мы повстречали?
Ответы детей: У него большие щеки. Да, как мешки. Это хомяк.
(В зал входит хомяк). Дети рады ему, приветствуют его. А он обходит всех стороной и что-то бормочет себе под нос.
Воспитатель: Хома-хома-хомячок. Круглый пухлый твой бочок. Ты почему всех обходишь ребят стороной и ни с кем не здороваешься?
Хомяк: Вот, я поздороваюсь, а потом скажите: «Давай запасы доставай, и нас мигом угощай»!
Воспитатель: И не правда. У нас ребята не такие. Здесь все вежливые и воспитанные.
Хомяк: Врете.
Воспитатель: А-а-а! Я! Да никогда!
Хомяк: А я вот сейчас проверю, какие они у вас воспитанные.
Давайте поиграем в мою игру.
Воспитатель: Это в какую игру? В ту, кто больше утащит?
Хомяк: Нет. Называется она «Доскажи словечко».
Воспитатель: Такие игры мы любим. Правда, ребята? Только ты Хома, сначала прожуй, а потом уже разговаривай. А то подавишься.
Хомяк: Ням-ням-ням. Я готов. А вы готовы?
Ответы детей: Да
Игра «Доскажи словечко»
Встретив зайку, ёж – сосед
Говорит ему: "… " (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: "Ёжик, … " (Здравствуй)!
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь… (Добрый день)!
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее… (Извинить).
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини).
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше … (Не перебивай).
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)!
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…» (после вас)!
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…» (Доброго пути)!
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю)!
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…» (Угощайтесь)!
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …» (познакомиться)!
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит… (Привет)!
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…» (Дела)?
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а… (Здравствуйте)!
Хомяк: Играем дальше
Игра «Вежливо – Невежливо»
Если вы посчитаете что поступок вежливый (хлопните в ладоши). Если невежливый (топаем ногами).
1. Поздороваться при встрече.
2. Толкнул, не извинился.
3. Помочь поднять упавшую вещь.
4. Громко разговаривать в общественных местах.
5. Обозвать обидным словом друга.
6. Не уступить место пожилому человеку в общественном транспорте.
7. Не снять шапку, когда заходишь в здание?
8. Говорить «Спасибо» за подарок?
9. Перебивать во время разговора?
10. Извиниться за вынужденное опоздание?
11. Уйти и не попрощаться?
12. Помогать старшим?
13. Бегать по коридорам, сбивая всех с ног
14. Щипать другого?
Воспитатель: Молодцы ребята! Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать. Вот видишь Хома у нас в садике все ребята воспитанные.
Хомяк: Да. Теперь я вижу. Простите меня, пожалуйста. Я был невежливым с вами и жадным. Я хочу быть хорошим. И дружить с вами. Вы мне очень понравились.
Воспитатель: Ребята, простим Хому?
Ответы детей: Да. Конечно, простим.
Хомяк: Вы такие добрые. Я тоже хочу вас отблагодарить за вашу доброту. Вот держите (Хомяк дает зернышки ржи), это из моих запасов. Мне не жалко!
Ответы детей: Спасибо, тебе, Хома. До новых встреч!
(Хомяк уходит)
(На слайде появляется Дюймовочка и сообщает, что ребята достаточно собрали зернышек и пора возвращаться в детский сад).
Воспитатель: Пришла пора прощаться нам со сказкой, но вежливые слова мы не забудем. Они наши верные помощники. Помогут нам в жизни везде и всегда!
С детства мы любим
Играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
Возвращение:
Воспитатель: Ребята, закрывайте глазки и повторяйте за мной:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем!
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем!
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись с вами в наш детский сад. Вы, такие умные, как много вежливых слов вспомнили. А в какие игры мы играли. Вы своими знаниями и поступками помогли Дюймовочке собрать зернышки для птичек. Я так вами горжусь! Наши птички будут теперь голодать?
Ответы детей: Нет. Мы же собрали для них зернышки. Теперь все птички будут сыты. Мы накормим птичек этими зернышками.
Воспитатель: Ребята, чтобы птичек накормить у нас с вами есть красивая кормушка. Помните, мы ее сделали с вами прошлый год. Давайте ее наполним нашими зернышками, а когда пойдем гулять повесим ее на самом видном месте. Пусть птички угощаются!
Ответы детей: Да. Птички будут рады.
Воспитатель вносит кормушку в группу, и дети высыпают все зернышки, которые собрали. Во время прогулки кормушку вешают на участке в том месте, где дети смогут из окна группы наблюдать за птицами.