Галина Полосухина
«Весенняя звуковая полянка». Занятие в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
• закрепление знаний детей по лексической теме “Весна”;
• совершенствование лексико-грамматического строя речи;
• закрепление знаний о произношении звуков : Ш,Ж,З,С,Л,Р.
• совершенствование навыков звукового, слогового анализа и чтения слов.
Коррекционно-развивающие:
• развитие фонематического слуха,
• зрительного внимания и восприятия,
• дыхания,
• общей, тонкой и артикуляционной моторики,
• координации речи с движением,
• тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «„Весенняя звуковая полянка“, Занятие в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
• Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии.
• Самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска; колючие шарики по числу детей; мешок с мелкими предметами на звук «Ш»; изображение большого солнца с лучами; маленькие солнышки для каждого ребёнка; картинки с приметами времён года; «зонт-читалочка»; разноцветные прищепки, “солнечные зайчики» с изображением рыси, ласточки, шмеля, жука, ёжика, зонта, сосулек; индивидуальные зеркала; ромашка с напечатанными слогами; музыкальный центр; диск с записью «Звуки весны».
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Дети заходят в группу, встают полукругом).
Логопед :
- Ребята, поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
2. Минута релаксации. (Звучит запись “Звуки весны”, стоят в кругу, слушают музыку).
Логопед :
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого утра. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)
3. Закрепление лексической темы “Весна”.
Логопед : Ребята, а о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если внимательно послушаете и отгадаете загадку…
Загадка.
Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер,
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла…ВЕСНА. (Хором)
Логопед : Конечно, сегодня вы поговорим о весне, ее приметах. Но для начала пройдемте к доске, на которой находятся картинки с приметами различных времен года. (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года).
Логопед :
- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. Внимательно посмотрите на картинки и найдите только те, на которых изображены приметы весны. Вам нужно составить предложение, которое начинается со слова ВЕСНОЙ…
Н-р, Весной больше солнечных дней и т. д. (Дети составляют и проговаривают предложения).
Логопед : Сегодня мы с вами отправимся на весеннюю звуковую поляну, где нас ждёт встреча с трудными звуками, а чтобы их правильно произносить, мы должны хорошо подготовиться, для этого сделаем самомассаж лица и шеи.
4. Самомассаж лица и шеи. («Не циркач и не артист, сам себе я массажист»).
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки).
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз.)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам.)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз.)
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей).
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки.)
Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух).
И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу).
Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
Но этого мало, мы должны разбудить наш Язычок.
5. Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”. (Детям раздаются зеркала, садятся на стулья возле доски)
Логопед. Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).
А весенним, солнечным деньком Язычок проснулся, выглянул из окошка, посмотрел налево, посмотрел направо («Часики») и спрятался, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).
Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).
Логопед : Но вот теперь хорошо, вы готовы идти на нашу Звуковую полянку? Дети: Да.
Логопед. Тогда вперед, ребята, становитесь, друг за другом, мы отправимся на весеннюю звуковую полянку, а поведет нас сегодня по «Дорожке» Даша П.
6. Динамическое упражнение «Дорожка» (Читает Даша П.)
По извилистой дорожке
(идут друг за другом, ступая по дорожке, выложенной из дощечек)
На полянку мы пойдём.
Постарайтесь так пройти, (ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы)
Чтоб с дорожки не сойти.
Как лисички, мы пойдём,
Аккуратненько пройдём (останавливаются на ковре).
Логопед. – Посмотрите, на этой полянке солнышко разметало своих солнечных зайчиков, они уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться домой к солнышку. Но для того, чтобы они вернулись, нам с вами нужно им помочь и выполнить некоторые задания. Вы готовы?
Дети: Да.
Логопед. (Логопед берёт “солнечного зайчика”, затем дети присаживаются на стульчики, а логопед на “пенёчек”)
• Первый “солнечный зайчик” (на нём изображена ласточка)
Логопед. Что нарисовано на этом солнечном зайчике?
- Какой первый звук в слове “ласточка”?
- Как правильно произносится звук «Л» нам расскажет Вероника Б.
Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…
Логопед. А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко», вам нужно отгадать слова в стихах- загадках, в каждой отгадке должен быть звук «Л»
7. Игра «Доскажи словечко».
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке (лапу)
Михаил играл в футбол,
И забил в ворота (гол).
Возле этой ёлки
Бродили злые (волки)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось (мыло).
Логопед. Молодцы, с одним заданием справились, и первый Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка. (Прикрепляю на лучик).
Логопед берет второго “солнечного зайчика”.
• Второй “солнечный зайчик” (на нём изображение рыси)
Логопед. Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?
- Какой первый звук в слове “рысь”?
- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке «Р»?
(Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой)
Логопед. А теперь попробуем “порычать” (Когда я поднимаю руку вверх, вы рычите, а в каких словах рычит этот звук, нам расскажет Гриша Б.) :
РРР!- ракета рвётся ввысь!
РРР!- рычит сердито рысь!
РРР! – раскатистый и громкий
РРР! - рокочущий и звонкий!
8. Повторение чистоговорок.
Логопед. Солнечный зайчик сказал мне на ушко, что он хочет, чтобы вы повторили чистоговорки со звуком «Р».
Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и тихо, если увидите ЮЛУ.
Ра, ра, ра – начинается игра,
Ро, ро, ро – новое перо,
Ру, ру,ру - скачет кенгуру,
Ры, ры, ры – летают комары. (Дети повторяют)
Логопед. Вы справились со вторым заданием, и второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка
• Логопед. Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)
(Следующий ребёнок комментирует, что нарисовано на третьем “солнечном зайчике”).
- Какой первый звук в слове “шмель”?
- В каких ещё словах встречается этот звук? (Называют слова)
- Этот солнечный зайчик тоже знает слова со звуком «Ш», но он их спрятал в наш «Чудесный мешочек».
Ваше задача: вытащить один предмет и назвать слово со звуком «Ш», выделив его голосом.
9. Игра «Чудесный мешочек». ( Слова: шарик, машина, ракушка, матрёшка, кошка, лошадка, карандаш, лягушка).
Логопед. (Третий “солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)
• Четвёртый «солнечный зайчик» (на нём жук)
Логопед. Какой первый звук в слове жук?
- Что вы знаете о звуке «Ж»? (согласный, твёрдый, звонкий).
- Сейчас вы превратитесь все в жуков, а для этого Ангелина П. вспомнит стихотворение о жуке и проведет физкультминутку.
10. Физкультминутка.
(Ангелина проговаривает стих, дети выполняют соответствующие движения)
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу, жу, жу – я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь. (Садятся на место)
Логопед. Весной просыпаются не только жуки, но и ёжи. Давайте с помощью су- джок мяча выполним упражнение «Ёжик».
11. Массаж пальцев рук с помощью колючего мячика «Ёжик».
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда, мне щекотно: да, да, да (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Логопед. Молодцы, ребята, справились еще с одним заданием, и четвёртый «солнечный зайчик «возвращается к солнышку».
• Логопед : Ребята, у нас осталось два «Солнечных зайчика» -
Пятый «солнечный зайчик» и на нём …Зонтик, и последний «солнечный зайчик» и на нём … Сосулька.
- Какой первый звук в слове «Зонт», а в слове «Сосулька?»
- Какие это звуки? (Согласные, твердые)
- А как правильно произносить эти звуки нам расскажет Андрей Ф.
Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
Посередине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС…
Логопед : А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое, ярко светит и пригревает.)
12. А сейчас поиграем игру «Зонтик- читалочка». Для этого вам необходимо разделиться на команды по 2 человека, собрать зонтик из его частей, на каждой части написаны слоги, будьте внимательны, цвета у зонтиков должны совпадать.
Когда зонтик соберете, вам нужно прочитать слово, которое у вас получилось. (Све-то-фор, са-мо-кат, за-бо-та, за- кол-ка.)
13. Упражнение с прищепками. (Детям даё тся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-прищепки)
Логопед : Возьмите по прищепке, это будет лучик и прикрепите его на солнышко. Сделайте своё СССолнышко таким же лучиСССтым как наше. (Прикрепляют лучики-прищепки и подбирают слова признаки к слову СОЛНЦЕ)
Дети: ласковое, теплое, веселое, игривое, улыбающееся, яркое, весеннее, лучистое.
14. Игра-упражнение «Солнышко» (На развитие общей моторики, проводится под музыку)
Логопед :
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках. (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка. (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко
я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками. (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит, (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)
Логопед : Вот и последние солнечные зайчики “возвращаются” к солнышку.
Все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.
13. Итог.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания.
Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. А что вам больше всего понравилось и запомнилось от нашей встречи?
Спасибо вам большое! А у меня для вас есть весенний подарок : корзина с подснежниками. (Благодарят, прощаются и уходят)