Елена Турканова
Дидактическое пособие «Веселый коврограф» для развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Веселый коврограф
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Дюймовочка»
Дидактическое пособие «Веселый коврограф» в развитие детей раннего возраста.
Подготовил: воспитатель1кв. категории
Турканова Елена Игоревна
2017г
Публикация «Дидактическое пособие „Веселый коврограф“ для развития детей раннего возраста» размещена в разделах
В последнее время раннее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей как в семье, так и в дошкольной образовательной организации. Одним из направлений раннего развития является развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка.
Мы в своей группе придаём огромное значение сенсомоторному развитию детей : сенсорное развитие (цвет, форма, величина) ведётся параллельно с работой, направленной на развитие моторики и координации движений.
Одним способом совершенствования пальчиковой моторики является метод ковролинографии.
Мы в своей группе создали сенсорную стену – комплекс развивающих игр на ковролине. Этот комплекс создали на основе методики В. В. Воскобовича. Дидактическое пособие «Весёлый коврограф» - это учебное наглядное пособие, выполняющее роль основы, на которой размещается игровой материал. Данное пособие соответствует требованию – полифункциональности.
Коврограф – это современный вариант фланелеграфа, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет динамично и наглядно проводить любые игры– занятия и обладает рядом несомненных преимуществ:
• Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.
• Новые элементы (прищепки, кружки и веревочки) обеспечивают разнообразие, наглядность и динамизм занятий.
• В отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения занятия.
Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:
• формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
• развитие умения способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия (Д/ И: «Наряди ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»;, «Маленькие и большие грибочки»,, «Что лишнее»,, «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.
Мы рекомендуем педагогам использовать в работе еще и маленький комплекс, который позволит ребенку не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет организовывать учебно-образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.
Кроме того, комплекс позволяет организовывать и проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Комплекс позволяет динамично и наглядно проводить игры и занятия по всем образовательным областям. ОО «Познавательное развитие» :формирование элементарных математических представлений - дидактические игры «Сделай по образцу», «Шарики для клоуна», «Что ещё такой же формы» и др.
ОО «Познавательное развитие» представление об объектах окружающего и социального мира, ознакомление с миром природы - «Кто что ест», «Чьи детки», «Что лишнее», «Расскажи о зиме» и др.
ОО «Речевое развитие» - картинки для индивидуальной и совместной работы с детьми к русским народным сказкам:· «Колобок», · «Теремок»,· «Репка»,· «Курочка Ряба» дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пересказывают текст с использованием картин, сами начинают сочинять сказки, игровые ситуации.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - «Заборчики», «Дорога для паровозика», «Длинная дорога Колобку», «Укрась платье», «Иголки ёжику», «Лучики для солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне» и др.).
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - дидактические игры «Маленькой елочке холодно зимой», Вышла курочка гулять», «Собачка жучка», «Киска» - модели к песне способствуют лучшему запоминанию текста, развивают память).
Работа с комплексом способствует развитию творческого потенциала педагога. Ведь, используя этот комплекс, мы можем самостоятельно придумывать игры и задания, отражая в своей деятельности все аспекты и направления образовательной работы с детьми.
Несомненно, количество игр и заданий, которые могут быть придуманы, значительно больше и разнообразнее соответствуя возрасту детей. И необходимость их будет определяться целью проводимого занятия и содержанием программного материала; уровнем развития детей, их подготовки; творческим потенциалом педагога.
Подведём итоги - ковролиновый комплекс :
• Совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление, внимание, воображение, память и речь);
• Развивает творческие способности детей;
• Развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле;
• Развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.);
• Формирует мотивационную сферу к образовательному процессу;
• Сплачивает группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе;
• Развивает умение действовать соответственно правилам игры.
Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.
Список используемой литературы:
1. А. А. Гаврилина, В. Н. Лукина Организация и структура занятий с детьми раннего возраста // Дошкольная педагогика. -2009.-№2.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду :вторая группа раннего возраста. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ., 2015.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Т. М. Маслова Своими руками Практические модели для развития дошкольников // Дошкольная педагогика. .-2009.-№3.