Галина Павлюченко
Конспект НОД «Важность леса для жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
«Важность леса для жизни человека»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей г. Новозыбкова»
Непосредственно –образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: «Важность леса для жизни человека»
Подготовила воспитатель:
Павлюченко Г. Е.
Цель:
Темочки:
Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность.
Программные задачи:
Закрепить знания детей о деревьях, о их строении, развивать экологическое мышление и экологическую культуру, воспитывать интерес к растениям.
Воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Продолжать развивать диалогическую речь ребёнка.
Предшествующая работа:
Чтение литературы о лесе, наблюдение на прогулках, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр мультфильмов о природе, дидактические игры с растениями.
Ход НОД
Дети входят в зал, становятся в круг:
- Стали дети дружно в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку:
«Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём»
Дети:
- Это лес!
Воспитатель:
- Ребята, вы бывали в лесу с родителями?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Что больше всего вам там понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, мы живём с вами в стране, которая называется Россия. У нас растёт много лесов.
Ребёнок:
- Мы живём в России
У нас леса густые
У нас берёзы белые
И космонавты смелые
И небо наше чистое
И реки наши быстрые
И Москвы - столицы нашей
В целом мире нету краше
Воспитатель:
- Ребята, вы хотите выяснить, для чего нужен лес жителям нашей планеты?
Тогда в путь!
(Дети под музыку отправляются в путь)
- Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом
Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают
Раз! Два! Три! Четыре!
Полетели, закружились
Воспитатель:
- Вот мы с вами и в лесу.
Отгадайте загадку:
- Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
Но зимние метели
В меха его одели
Что это ребята?
Дети:
- Это дерево!
Воспитатель:
- Совершенно верно ребята! Это дерево.
Как вы думаете, дерево живое или нет?
Дети:
- Живое.
Воспитатель:
- Почему вы так думаете?
Дети:
- Потому что все живые существа питаются, спят, размножаются и дышат.
Воспитатель:
- С помощью чего они дышат?
Дети:
- С помощью листьев.
Воспитатель:
- Правильно ребята, с помощью листьев.
- Ребята, кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?
Дети:
- Корень, ствол, ветви, листья.
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Части дерева».
(Дети выкладывают на доске модель дерева)
Воспитатель:
- Для чего дереву корни?
- Что они делают?
Дети:
- Поглощаю воду и питательные вещества из земли, удерживают дерево.
Воспитатель:
- Какую функцию выполняет ствол?
Дети:
- По стволу вода и питательные вещества поступают к веткам и листьям.
Воспитатель:
- Ребята, что выделяют листья?
Дети:
- Листья поглощают свет и выделяют кислород.
Воспитатель:
- Дети, давайте ещё раз повторим, для чего дереву корень, ствол и листья.
- Когда плоды падают на землю, что с ними происходит?
Дети:
- Вырастают новые деревья.
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами поиграет в игру «С какого дерева плод?»
(Воспитатель раздаёт детям плоды деревьев, дети показывают плод и называют дерево, на котором он растёт)
- Молодцы ребята, вы всё правильно назвали
- Какие деревья растут у нас?
(Дети называют названия деревьев)
- Ребята, наша белоствольная красавица – берёзка, всем нравится.
Это дерево символ нашей родины.
Ребёнок:
- Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками
Воспитатель:
- Ребята, давайте мы с вами сейчас станем деревьями.
(Динамическая пауза)
- Станем мы деревьями
Сильными, большими
Ноги – это корни
Их расставим шире
Чтоб держали дерево
Падать не давали
Из глубин подземных
Воду доставали
Наше тело - крепкий ствол
Он чуть-чуть качается
И верхушкою своей
В небо упирается
Наши руки – ветви
Наши руки – ветви
Крону образуют
Вместе им не страшно
Когда ветры дуют
(Дети делают движения по тексту)
Воспитатель:
- Ребята скажите, для чего нужны деревья?
Дети:
- Это место для постройки гнёзд.
- Это столовая для животных, насекомых т. к листьями деревьев питаются птицы и животные.
- Для жука это жилище.
- Для зайца это пища.
- Для человека это место отдыха, где можно укрыться от солнца.
- Это чистый воздух.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Знаете, для чего нужны деревья.
- Скажите мне, как нужно вести себя в лесу?
Ребёнок:
- Бесценна Брянского леса краса
Зелёное золото – наши леса
Чтоб сохранить эту красоту
Мы соблюдаем правила поведения в лесу
Дети:
- Не ломайте и не рубите деревья и кустарники – это дом для птиц.
- Не разоряйте муравейники – муравьи это санитары леса.
- Не ловите диких животных, им плохо жить в неволе.
- Не разоряйте птичьи гнёзда – птицы поедают вредных насекомых, красиво поют.
- Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей – они опыляют растения и очень красивые.
- После отдыха в лесу проверь, погасил ли ты костёр, от пожара погибнет всё в лесу.
- Ходи по лесу аккуратно, зря не топчи траву, цветы, насекомых, помни – ты здесь гость.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Вы знаете правила поведения в лесу и будете их соблюдать.
Ребёнок:
- Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни
-Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты
Дидактическая игра «Можно - нельзя»
(Дети раскладывают запрещающие знаки в красный обруч, разрешающие в зелёный)
Воспитатель:
- Ребята, давайте посмотрим, правильно ли вы разложили знаки?
(Рассматривают каждый знак)
- Молодцы ребята, вы всё правильно сделали.
- А ещё наши дети знают пословицы про лес.
Ребёнок:
- Лес, богатство и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Воспитатель:
- Ребята, давайте все вместе скажем свой девиз.
Дети:
- «Путешествуй, познавай, край родной оберегай!»
Воспитатель:
- Нам пора возвращаться назад.
Дети:
- Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом
Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают
Раз! Два! Три! Четыре!
Полетели, закружились
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись с вами в детский сад.
- Что нового вы узнали о деревьях?
(Ответы детей)
- Вам понравилось путешествовать по лесу?
- Как вы думаете, мы выяснили, для чего нужен лес жителям нашей планеты?
(Ответы детей)
- А сейчас мы отправимся с вами в группу.