Жевакина Светлана
Конспект занятия по правовому воспитанию «В стране прав и обязанностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).
2. Развивать произвольное поведение, умение сдерживаться (игра «Найди и промолчи»).
3. Развивать умение детей правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
Публикация «Конспект занятия по правовому воспитанию „В стране прав и обязанностей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
4. Развивать позитивное взаимодействие детей, чувство доброжелательного и заботливого отношения друг к другу.
Оборудование:
• Чудо-дерево с рисунками-символами прав (право на жизнь и имя, право на образование, право на любовь и заботу, право на медицинское обслуживание, право на игру);
• Мяч;
Педагог – психолог:
- День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать Вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Её начинать нам настала пора.
СЛАЙД 1
-Сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну, страна называется Прав и Обязанностей.
– Право – это правила, по которым живут люди.
СЛАЙД 2
Есть такая особенная книга, в которой прописаны права маленьких граждан.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка.
Конвенция – это международный закон для детей всех стран. Она защищает права ребенка, то есть – ваши права. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
СЛАЙД 3
Педагог – психолог читает детям стихотворение, а дети идут по «следам» :
«По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорожку умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете».
СЛАЙД 4
- Вот мы и пришли в эту удивительную страну. Какое-то необычное чудо-дерево, с воздушными шарами, а шары с сюрпризом (на каждом шаре прикреплена картинка).
СЛАЙД 5, 6
1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.
Педагог – психолог снимает с дерева первую картинку
-Что здесь нарисовано? (младенец). Это радостное событие: человек родился!
В Конвенции прав ребенка есть статья, в которой говориться, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имеют право на имя, гражданство и никто не может его этого права лишить.
Педагог – психолог читает стихотворение:
«Только ты на свет родился
Право первое твое :
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое».
-У каждого из вас есть имя. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена, и выполнять любое движение, остальные ребята будут повторять показанную позу и хором называть его имя.
Игра «Назови имя»
Педагог рассказывает, что при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».
«Эта книжка - невеличка,
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Все расскажет про тебя».
В этом документе закреплено право ребенка на имя (на жизнь, на имя).
Игра «Объясни имя»
СЛАЙД 7
-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя, и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
Незнайка (он ничего не знает)
Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета)
Дюймовочка (девочка очень маленького роста)
Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать)
Заяц - хваста (заяц, который всё время хвастается)
-А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовё те имя сказочного героя:
Девочка белая как снег (Белоснежка)
Девочка с синими глазами (Синеглазка)
Очень тихий человек (Тихоня)
Девочка с золотыми волосами (Златовласка)
Мальчик, который много знает (Знайка)
Человек, который всё время ворчит (Ворчун)
Девочка из снега (Снегурочка)
Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).
– Замечательно всё объяснили. Ваши имена тоже что-то обозначает, если, вы еще не знаете, что обозначает ваше имя, обязательно спросите у мамы. Меня зовут Светлана, мое имя обозначает светлая.
СЛАЙД 8
2. Рисунок-символ право на семью
Следующий шарик – ребенок снимает, нарисована семья.
- «Право на семью» – каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
«Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята».
Папа, мама, ты и я –
Называемся «семья».
Педагог предлагает вспомнить пословицы и поговорки о семье (можно познакомить предварительно).
– Кто живет ладно, у того все складно;
– Вся семья вместе – так и душа на месте;
Продолжаем наше путешествие
3. Рисунок-символ «Сердечко»
- Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу)
-Что означает слово «забота»?
-Кто о вас заботится?
-Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?
-Вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.
-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?
- Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?
- Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.
-Давайте, посмотрим, что на следующем шарике.
СЛАЙД 9
4. Рисунок-символ «Красный крест»
- О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)
«Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы»
- Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)
-Правильно. Это ваша обязанность.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
- Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Кинезиологическое упражнение Зайчик»
«Прыгал заинька с крылечка
И в траве нашел колечко
А колечко непростое,
Блестит, словно золотое»
Кинезиологическое упражнение «Ухо, нос»
-У нас на нашем чудо - дереве есть ещё шары. Давайте, посмотрим.
5. Рисунок-символ «АБВ»
-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).
СЛАЙД 10
«Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас!»
-Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).
-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)
-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)
-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)
-Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Живые цифры»
6. Рисунок дом
СЛАЙД 11
-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на жилище, оно неприкосновенно)
Игра «У каждого свое жилище»
Педагог – психолог: разложите карточки с изображениями животных по их жилищам. Дети раскладывают: гнездо - птица, дупло - белка, дом - человек,
конура - собака, озеро - рыба.
- У каждого есть дом: у птицы гнездо, у мышки и лисицы – нора, у белки – дупло, у медведя – берлога. И у нас есть свои дома. И никто не имеет право занять или отобрать его. Жилище неприкосновенно.
7. Рисунок - символ «Мяч»
- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.
«Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья»
- Давайте найдём на нашем чудо - дереве последний шарик, который символизирует это право. Какое? (право на игру).
Слайд 12
- Сейчас, мы с вами поиграем
Игра: «Хочешь с нами поиграть?»
«Хочешь с нами поиграть?
Быстро нужно называть
Свою любимую игрушку
Ну-ка громко раз, два, три
Ты игрушку назови!»
-Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?
-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
СЛАЙД 13
-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки)
Ходить в детский сад
Учиться читать книги
Заботиться о животных
Мыть посуду
Делать зарядку
Помогать родителям
- В Конвенции о правах ребёнка записано, что «семья является опорой каждого ребёнка, это маленький островок безопасности».
Я очень рада, что у вас есть свой «островок безопасности», где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь.
- Хочется, чтобы, вы, дети, так же любили, ценили своих близких и заботились о них, когда станете взрослыми.
А сейчас каждый нарисует свою семью, свой островок безопасности.
(Под тихую, спокойную музыку дети рисуют свою семью).