Баева Наталья
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы «В мире звуков и букв»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему :
«В мире звуков и букв»
для детей старшей группы»
Воспитатель : Баева Н. К.
К концу года обучения, должны знать и уметь:
определения понятий: звук, буква, слог, слово;
отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы „В мире звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
графическое обозначение звуков;
определять место звука в словах;
определять количество слогов в словах.
Цель: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания, совершенствование навыков звукового анализа, развивать фонематических слух.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать закреплять знания о гласных и согласных звуках, продолжать закреплять представление о понятиях «Буквы», «Слог», «Слово»,» Предложения».
Развивающие : Продолжать развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, умение делить слова на слоги, умение выделять заданный звук в словах и определять его места в слове.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость
Воспитывать умение работать самостоятельно
Материал к занятию: конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника, солнце с лучиками, картинка для звукового анализа слова буквы с цифрами (СОЛНЫШКО, сундук. карточки синие и зеленые.
Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок, разучивание физкультминутки.
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь – это просто!
Лучик солнца – это вам!
Стук в дверь (приносят конверт и сундучек)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда, может быть, узнаем от кого оно.
(Дети собирают картинки-пазлы (на картинке изображен волшебник).
- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.
(Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти в сундуке, сундучек откроется если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными.
Воспитатель: В начале нашего испытания отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
- Посмотрите на доску, на ней солнышко. (на доске изображение солнца и разбросанных в разные стороны лучей)
- Только почему-то оно грустное?
Дети: У него нет лучиков.
Воспитатель: Наш волшебник его заколдовал, а лучики разбросал в разные стороны. Чтобы солнышко освещало наш путь надо расколдовать лучики. Для этого мы должны выполнить задания.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
Что такое буква? /знак звука/
- Как определяем букву? /видим и читаем/
- Что такое слог? /часть слова/
- Как мы произносим слог? /на выдох/
- Сколько в слове слогов? /сколько гласных/
Задание № 1 Игра "Буквы заблудились"
Воспитатель: Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится, (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).
Воспитатель: А получилось слово - СОЛНЫШКО.
- Сколько слогов в слове - СОЛНЫШКО? (3 слога)
- Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [С]). Назовите слова, в которых есть звук [С].
А какой последний звук в этом слове? (звук [О]). Назовите слова со звуком [О].
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)
С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между
верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)
Задание № 2. Игра «Назови ласково»
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.
Задание № 3 Игра «Что лишнее?»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
- заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
- серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)
Воспитатель НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.
Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.
- Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.
(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.
Воспитатель Ребята, из чего состоят слова?
Ответы детей. (из слогов)
Как узнать, сколько слогов слове?
Ответы детей : (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).
· Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)
· Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3)
· Сколько в слове «пирамида» слогов 4, сколько гласных звуков (тоже 4)
· Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).
(предлагает детям сесть за столы.)
Воспитатель: ребята скажите, а что такое предложение?
Ответы детей : Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой
Задание № 4 Игра Мнемотаблица
Предлагаю составить рассказ по Мнемотаблица «Весна»
(Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы).
Хорошо, и с этим заданием мы справились
Вот еще лучик. Ч то же здесь за задания (читает)
Задание №5 Игра «Нарисуй букву»
Воспитатель Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображены буквы но они не до писаны. Посмотрите Какие буквы они вам напоминают? если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получатся буквы. Сейчас вы превращаетесь волшебных художников! Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать…. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква)
Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)
Прекрасно. У нас получились такие яркие буквы.
Мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!
- Ребята пришло время открыть сундук (открывает) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
Дети встают в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
И играем и поем,
Дружно в группе мы живем