Валентина Ларионова
«В мире открытий». Проект по поисково-исследовательской деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Ларионова
И. М. Бондарчук
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Совершаемые таким образом открытия, являются эффективным средством его интеллектуального развития. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Публикация «„В мире открытий“, Проект по поисково-исследовательской деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития имеет ряд специфических особенно-стей: отмечается незрелость функций центральной нервной системы, что препятствует полноценному образовательному процессу. Дети не могут анализировать, сопоставлять информацию, с трудом запоминают новое, наблюдается склонность к стереотипным решениям. Также, затруднен процесс анализирующего восприятия: они не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.
Экспериментальная, опытническая деятельность позволяет до-школьникам с ЗПР получать знания осознанно, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, а также возможность преобразовывать, изменять объекты с целью познания внутренних связей и отношений. Опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов, на наш взгляд, является сочетание специально организованных игровых экспериментальных занятий, наблюдений и практических опытов. Так возникла идея организации проекта «В мире открытий», реализующего опытно-экспериментальную и опытно-практическую деятельность дошкольников с ЗПР.
Цель проекта – создание условий для формирования у детей с ЗПР познавательной активности, через организацию поисково-исследовательской деятельности с применением «Набора оборудова-ния для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник».
Задачи проекта :
Образовательные:
• расширять кругозор детей через знакомство с элементами раз-личных областей знаний (представления о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха);
• формировать у детей умения пользоваться приборами-помощниками (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.).
Коррекционно-развивающие:
• развивать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;
• формировать способы познания путем сенсорного анализа;
• развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию.
Воспитательные:
• воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение друг к другу;
• поддерживать речевую инициативу детей в общении.
Работа включает три этапа.
1 этап подготовительный – это организационные мероприятия.
Основной этап состоит из цикла игровых занятий, соответствующих лексическим темам, наблюдений, опытов и экспериментов.
Заключительный этап – подведение итогов проектной деятельности, анализ полученных результатов, обобщение и предоставление материалов проекта, подготовка итогового продукта – методического кейса «В мире открытий».
Для реализации задуманного были созданы условия в предметно-развивающей среде группы: дополнен уголок природы, учитывая особенности наших детей. Придуманы и созданы герои-хозяева лаборатории: Датик и Нетик, которые дают ответы на вопросы, помогают проводить простые и доступные опыты и эксперименты. В игровой форме, совместно с героями, дети учатся замечать важные детали явления или предмета, проводить анализ действий, делать выводы. Педагогами составлен перспективный план работы с учетом реализации АООП для детей с ЗПР. Исходя из изучаемых лексических тем, разрабатываются конспекты мероприятий.
Наблюдения и эксперименты включаются во все виды деятельно-сти детей : образовательную, трудовую, игровую и прогулки.
Экспериментальная деятельность для детей с ЗПР проходит на высоком эмоциональном уровне – это способствует сосредоточению и концентрации внимания детей. Эксперименты наглядно демонстрируют изучаемый объект, и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы. Использование игровой формы экспериментирования позволяет детям лучше замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Прокладываются маршруты по экологическим тропам, где проводятся экскурсии и наблюдения за живой и неживой природой результаты фиксируются в детских дневниках наблюдений. Совместно с воспитателем проводятся игры-опыты, игры-эксперименты, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты. Результаты экспериментов дети самостоятельно зарисовывают в индивидуальных детских блокнотах экспериментирования.
Большая роль в данном проекте отводилась работе с родителями. Оформлены серии консультаций для родителей, информационные па-мятки: «Поисково-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста в домашних условиях», фото выставки; некоторые роди-тели привлекались в качестве ведущих-экспериментаторов, что вызывало у детей большой интерес и восторг. Благодаря родительской ини-циативе образовалась картотека домашних экспериментов и опытов в формате видео сюжетов, где семьи делятся своими «открытиями».
Продуктом нашей проектной работы является методический кейс «В мире открытий» поисково-исследовательской деятельности с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста – это педагогический продукт творческой деятельности педагогов, детей и родителей, вклю-чающий в себя конспекты игровых занятий, экскурсий и наблюдений, картотеки опытов и экспериментов, серию консультаций для родителей, презентации, видеосюжеты, фотовыставки, картотеку домашних экспериментов, успешно апробированные в данном проекте.
Таким образом, организованная поисково-исследовательская дея-тельность дошкольников с задержкой психического развития оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие наших вос-питанников. Наблюдения, опыты и эксперименты стимулируют познавательную активность дошкольников, активизируются процессы пере-работки информации, анализа и синтеза, обогащается словарь и развивается активная речь дошкольников.