МААМ-картинки

«В мире чудес». Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет

Петрова Елена
«В мире чудес». Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЧУДЕС»

ПО ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Автор составитель:

воспитатель

Петрова Елена Владимировна

Ромоданово 2020г.

То, что я слышу – забываю.

То, что я вижу – я помню.

То, что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Пояснительная записка

Публикация «„В мире чудес“, Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет» размещена в разделах

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

Умелое использование экспериментальной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, их умений и навыков, что является актуальным в свете новых ФГОС ДО, и находит свое отражение в работе педагогов.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Новизна проекта заключается в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды; в комплексном использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. Проект характеризуется структуризацией практического и диагностического материала для дошкольников.

В данной проекте предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Проект представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми. Представленная система работы может быть использована педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста, а также их родителям.

Актуальность проекта

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете нужны образованные люди.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.

Нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие.

Такие ученые как, В. А. Запорожец, С. Л. Новоселова, А. Н. Подьяков, считают дошкольное детство наиболее сензитивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные Н. Н. Подъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:

-детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

-в нем наиболее мощно проявляется собственная познавательная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);

-в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и Свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;

-детское экспериментирование является особой формой познавательной деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

-в ходе экспериментирования идет обогащение всех психических процессов (памяти, мышления, внимания) ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитие речи ребенка при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

-детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, как основы познавательной активности.

Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическом воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

Поэтому в настоящее время в системе дошкольного образования идёт переориентирование содержания образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание различных условий, разработка методов для её самореализации. Для этого глубже развивается эффективный метод – познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Представляется особый интерес изучения детского экспериментирования - истинно детской деятельности, - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Главное достоинство этого метода – дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Педагогическая целесообразность проекта объясняется тем, чтобы создать условия для развития познавательной активности детей, участвующих в экспериментальной деятельности. Методы и приемы, используемые в данном проекте, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает стремление к самостоятельному познанию погружает ребенка в атмосферу эксперимента, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Эффективность использования экспериментальной деятельности заключается в том, что она позволяет ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать их и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

При составлении проекта был учтен опыт авторов других программ, работающих по экспериментальной деятельности : Н. А. Рыжова, Л. П. Симонова, А. Е. Тихонова, Б. Рябинин и др.

Цель работы: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи проекта :

Обучающие:

формировать у детей элементарные естественно – научные представления;

расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

овладевать знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека;

расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

учить детей выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать. Учить делать выводы.

Развивающие:

развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);

развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;

развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.

Воспитательные:

воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Теоретическая часть - знакомство детей с явлениями живой и неживой природы, с определенным типом свойств, связей и отношений

Практическая часть – выполнение заданий, опытов, наблюдений на занятиях, изготовление модулей неживой природы, демонстрация успехов детей на конкурсах, перед родителями и детьми из других групп детского сада.

Ключевые слова: развитие познавательных способностей, экспериментированная деятельность, наблюдение, опыт.

Этапы реализации проекта :

Проект предназначен для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет, без какого-либо отбора, необходимо только желание ребенка и родителей.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Он учится искать условия решения поставленных задач, отыскивает связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования. Тем самым открывая новый способ действия.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры.

Проект включает как теоретические, так и практические занятия. Рассчитан на 1 год, в основном на использование в дошкольных образовательных учреждениях. Занятия строятся в игровой форме, т. к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Также организовываются досуги.

Формы и методы организации экспериментальной деятельности.

• Игровая деятельность : экспериментальные игры, которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

• Лабораторные работы, опыты-эксперименты : действия с магнитом, лупой, измерительными приборами и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

• Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышение температуры, появление радуги и т. д.) побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

Работа по образцу: рассматривание карточек-схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

• Устное изложение, показ видео материалов, иллюстраций: использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

Форма организации деятельности детей на занятии : индивидуально-групповая.

Формы проведения занятия: занятие-эксперимент, занятие-игра, занятие-соревнование, экскурсия, сказка.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, микроскоп, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Современные средства обучения, в том числе микроскоп –очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

В итоге обучение по проекту, воспитанники

будут знать:

• как выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

• самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнить о цели работы на протяжении всей деятельности; понимать указания педагога, направленные на выполнение какого-то задания;

приобретут:

устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; развитие исследовательских умений и навыков детей; определенные умозаключения и выводы на фоне экспериментирования; совершенство речевого развития (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); развитие личностных характеристик воспитанников (умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Критерий результативности – интерес детей к экспериментированной деятельности, углубление и расширение знаний детей о неживой и живой природе.

Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Итоговая диагностика проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.

Оцениваемые параметры, оценки, критерии оценки

Оптимальный уровень

Критерии. Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности. Познавательное отношение устойчиво, ребенок проявляет инициативу и творчество в решении экспериментальных задач.

Целепологание. Видит проблему, активно высказывает предположения, способы их решения, широко используя аргументы и доказательства.

Планирование. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Реализация. Действует планомерно, помнит о цели работы на протяжении всей деятельности, в диалоге с взрослым поясняет ход деятельности, доводит дело до конца.

Рефлексия. Формулирует в речи достигнут или не достигнут результат, замечает не полное соответствие полученного результата гипотезе; способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делает выводы.

Приемлемый уровень

Критерии Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности. В большенстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Целепологание. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников, взрослого).

Планирование. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.

Реализация. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств, проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Рефлексия. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Минимальный уровень.

Критерии Характеристика ребенка.

Отношение к экспериментальной деятельности. Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Целепологание. Малоактивен, с трудом понимает, выдвинутые другими детьми гипотезы.

Планирование. Стремление к самостоятельности не выражено, допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного знания их качеств и свойств.

Реализация. Забывает о цели, увлекаясь процессом, тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Рефлексия. Затрудняется сделать вывод даже с помощью других, рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в содержание.

Способы проверки

Входное тестирование – в начале учебного года: проводится педагогом исподволь; в ходе опроса во время занятий, выполнения отдельных заданий, наблюдений за поведением и психологическим состоянием обучающегося (умение слушать и говорить, умение общаться со сверстниками) и проч.

Промежуточное тестирование – 2 раза в течение учебного года по освоенным темам. Проводится в виде беседы с воспитанниками.

Итоговое тестирование – в конце учебного года по всем пройденным темам. Проводится в виде беседы с детьми.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗ Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «коммуникативное развитие», «физическое развитие» Цель. Познакомить.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект «Осень — пора чудес» для детей подготовительной группы дошкольного возрастаПроект «Осень — пора чудес» для детей подготовительной группы дошкольного возраста 2020 год Материал подготовили: Кучина Т. В. – воспитатель, Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель Актуальность. Вот и закончилось теплое.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Проект по экспериментальной деятельности в детском саду «Волшебная сила соли»Проект по экспериментальной деятельности в детском саду «Волшебная сила соли» ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ НА ТЕМУ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СОЛИ» Подготовили: Труфанова Елена Викторовна, воспитатель.

Проект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельностиПроект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельности Проект в старшей группе «Волшебница – вода»Вид проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: краткосрочный (1 неделя) Участники.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» Образовательные задачи:Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей. Опыт «Шарик-магнит»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей. Опыт «Шарик-магнит» Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Шарик-магнит» Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№21 «Лесовичок» г. о. Балашиха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В мире чудес». Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет
Опубликовано: 13 апреля 2023 в 12:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В мире чудес». Проект по экспериментальной деятельности детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД