Ирина Самойлова
Развитие внимания у дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие внимание у дошкольников – очень важная задача. Внимательные дошкольники становятся внимательными школьниками! Высокий уровень свойств внимания помогает ребенку в дальнейшем успешно справляться со школьными заданиями, формирует у него такое качество, как внимательность, без которого невозможно активное и полное познание окружающего мира.
Среди свойств внимания, на мой взгляд, наиболее значимыми являются переключение, распределение и устойчивость.
Темочки:
Переключение внимания требуется от ребенка даже в самых простейших ситуациях: надо переходить от игры ко сну, от слушания сказки к одеванию на прогулку и т. д. И все мы знаем, как подчас нелегко даются ребенку все эти изменения, с каким трудом он выполняет наши нередко неоднократные просьбы идти одеваться или садиться кушать. Ребенку младшего дошкольного возраста трудно переключать свое внимание быстро, по первому указанию взрослого. Поэтому, формировать переключение внимания у детей дошкольного возраста, лучше в игровой форме: в процессе утренней зарядки, двигательных упражнений и игр. В таких упражнениях и играх ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, шагать, останавливаться. Можно провести с детьми своеобразное троеборье, где сначала надо построить несложный дом из кубиков, потом нарисовать человечка, затем прочитать стихотворение. Подобные упражнения развивают у детей способность переходить от одной деятельности к другой в довольно короткий срок.
Ни для кого не секрет, что именно в дошкольном возрасте закладываются все психические процессы, в том числе и внимание. Уже с 2 лет можно приучать ребенка быть внимательным к слову. В этом возрасте малыш может слушать коротенькие сказки, потешки, стихи сопровождаемые действием «Сорока – белобока», «Ладушки», воспринимая смысл услышанного.
К 3 годам внимание ребенка еще неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10 – 15 минут. Поэтому внимание ребенка необходимо развивать, но не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразить его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. Например игра «Похоже – не похоже». Эта игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки. Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка. Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи ( например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр., а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).
К 4 – 5 годам у ребенка значительно увеличивается объем внимания : он может даже в сложной ситуации действовать сразу с 2-3 предметами. Особенно явно это выступает в играх. Например игры с рисунками: найди отличия между двумя изображениями; найди предмет (среди множества разных, на картинке) такой же, как в рамочке, и разукрась 2 эти предмета одинаково; разукрась одним цветом все одинаковые фигурки – на картинке, где их много, разных и разного размера; найди на большом рисунке (со множеством деталей) маленькие предметы, нарисованные отдельно, внизу.
В возрасте 5 -6 лет основное изменение внимания состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика и зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности. Например: игра «Съедобное и несъедобное». Дети садятся в ряд. Ведущий называет какое-нибудь слово и бросает мяч одному из детей. Если назван съедобный предмет, ребенку следует поймать мяч. Если же нет, то отбить его. Игра «Чего не хватает?». Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4-5. Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.
Будущим первоклассникам, особенно значимо для обучения в школе, развитие устойчивости внимания. Им можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, «построить» сложный мост, прослушать и пересказать небольшую сказку. Если вы видите, что ребенок теряет интерес к выполняемому делу, хочет бросить его, немного измените задание, чтобы ребенок был внимателен к своему делу достаточное количество времени. Например, перестроить гараж так, чтобы в него помещались не только маленькая, но и большая машина, и т. п. И главное деятельность, предлагаемая взрослым, должна быть посильна и интересна ребенку.
Наряду с возрастными особенностями, существуют индивидуальные, которые необходимо учитывать взрослым. Например, некоторые дети с малоподвижной нервной системой с трудом переходят от одной деятельности к другой. Таких детей надо заранее предупреждать: «Ты потихоньку заканчивай игру, и мы пойдем одеваться на прогулку». Других, шустрых и подвижных, надо постоянно настраивать на деловой лад: «Давай вместе спокойно посидим и посмотрим книжку» и т. п.
Успешное обучение ребенка в школе в первую очередь зависит от сформированности у него умения быть внимательным, умения сконцентрироваться на учебном процессе, а также в умении управлять своим вниманием.
МАДОУ «ДС «Огонёк»
Педагог – психолог: Самойлова И. В.