Татьяна Бадак
Конспект занятия «В гостях у Лесного гнома»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Расширять кругозор детей в процессе ознакомления с миром природы («пищевая цепочка», «экологические знаки», правила поведения в лесу). Развивать познавательный интерес к миру природы, его оби-тателям, познавательно-исследовательскую деятельность через зрительное, тактильное, слуховое восприятие окружающего мира, умение слушать музыкальные звуки, навыки выразительного чтения (интонация, сила голоса, двигательные навыки. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание соблюдать правила поведения в лесу.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Лесного гнома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Материалы и оборудование. Дидактическая игра «Экологические знаки», лукошко, пособие «Экран системного мышления», картинки (растения, дидактическая игра «Экологическая башня», Лесной гном (фигурка); ноутбук; тарелочки с мелкими предметами из разного мате-риала, открытки с изображением лекарственных растений, емкости с во-дой, салфетки, клеенки, карточки для опытов, картинки и цветные круги «Времена года».
Ход занятия
Педагог. Сегодня мы побываем в гостях. Чтобы узнать, у кого, надо отгадать загадку.
Он носит вместо шапки
Веселый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песенкой
Живет в лесу ночном.
(Лесной гном.)
(Раздается звон колокольчиков, появляется Лесной гном).
Педагог предлагает детям рассмотреть объекты, имеющие отношение к Лесному гному : «лесную поляну с цветами, грибами», «паутину», лукошко, «башню» с картинками.
В лукошке лежат карточки с заданиями, их приготовил Лесной гном для детей.)
Первое задание (на расширение кругозора, активного словаря, формирование представлений об обитателях природы).
Педагог. Что мы видим, рассматривая «башню»? Это не простая, а «экологическая башня» (кубики, на каждой стороне которых картинка: животное, насекомое, лес и т. д.). Лесной гном построил ее для того, чтобы рассказать о пищевой цепочке в лесу. Например: лес - в лесу растут цветы - пчела собирает нектар из цветов - медведь любит мед. (Показать, что будет, если убрать одно из звеньев пищевой цепочки, например цветок - цепочка распадается.)
Второе задание (о правилах поведения в лесу).
Педагог. Чтобы в лесном хозяйстве был порядок и пищевая цепочка не нарушалась, какие правила поведения нужно соблюдать? (Ответы детей.) Как называются знаки, которые помогают нам соблюдать эти правила? Верно. Экологические знаки. Чему они нас учат? Лесной гном хочет спросить, являетесь ли вы друзьями леса? (Ответы детей.) Какие правила друзей леса вы знаете?
Правила поведения друзей леса
Гнездо на ветке - птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И другим не позволяй.
***
Нельзя костер бросать в лесу.
Костер в лесу несет беду.
Если пожар в лесу случится,
Без дома будут зверь и птица.
***
Чтоб было по лесу приятно гулять,
Не надо бутылки и мусор бросать.
***
Если лес не беречь, он погибнет
И беда всех людей настигнет.
Педагог. Хорошие правила. Ведь в лес мы
ходим в гости. А как надо вести себя в гостях?
1-й ребенок.
Я на кусте у родника
Не тронул сети паучка.
Я поглядел на муравьев:
У них домище - будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил –
В лесу я просто погостил.
2-й ребенок.
Вы к нам в гости приходите,
Только сильно не шумите,
И костры в лесу не жгите,
И деревья не губите.
Приходите в лес лечиться,
Доброте в лесу учиться.
Педагог. Молодцы! Вы прочитали хорошие стихи о том, как вести себя в лесу. Послушайте еще одно стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
(Г. Собакин)
Что случится, если мы сорвем все цветни (Ответы детей.)
Педагог. Гном зашифровал в игре все интересное о растениях. Ему очень хочется послушать, что мы знаем о них. Это следующее его задание.
Третье задание (на развитие слухового приятия; умения поддерживать разговор, перебивая остальных; выбирать карточки с ответствующими картинками; отвечать вопросы взрослого).
Педагог. Цветок - это что? Это часть взрослого растения. Из чего выросло растение? (Правильно, из семени). Что сначала вырастает из семени? (росток, который превращается в растение с бутоном).Как называются части растений? (Корень, стебель, листья, цветок). Что нужно для роста растений (Земля, вода, тепло, солнце, уход, удобрение) Какую пользу приносят растения (Очищают воздух, являются пищей, используются как лекарство, как корм для животных и птиц, и т. д.)
Четвертое задание (на закрепление знаний о лекарственных растениях).
Педагог. В хозяйстве Лесного гнома есть и лекарственные растения. (На столике открытки с изображением 6-7 растений.) Надо запомнить их названия, а затем закрыть глаза
Педагог. Гном предлагает вам посмотреть «кино» - надо узнать растения, а также : — загадать загадки и ответить на вопросы.
Пятое задание (умение отвечать на вопросы; речевые и двигательные навыки; логическоеское мышление).
•Лекарственные растения
• Где растут лекарственные растения?
• Как животные лечатся травами?
• Чем полезна крапива? ромашка?
Загадки про лекарственные растения.
• Поранил ты в походе ногу,
Усталость не дает идти -
- Нагнись: солдатик у дороги
"Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)
• Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Обожжет без огня,
И тебя, и меня. (Крапива.)
• В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят.
У каждой сестрички -
Белые реснички. (Ромашки.)
• Семена как коготки,
Желто-красные цветки.
Для горла помогает.
Кто же их не знает? (Календула.)
Игра «Найди нужные картинки» (на развитие слухового восприятия, знание признаков времен года; умение действовать и выполнять инструкции взрослого).
Дети выполняют упражнение под звуки музыкального колокольчика.
Два хлопка перед собой,
Два хлопка над головой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Затем дети бегают вокруг разложенных по кругу карточек с картинками, изображающими времена года. Во время движения произносят следующие слова.
Вот и лето наступило!
Солнце ярче засветило,
Стало жарче припекать.
Где картинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем оказались нужные картинки, должны их поднять и отнести к кругу красного цвета «Лето».
Наконец пришла зима.
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять!
Где картинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки (белый круг - «Зима»).
Вот и осень к нам пришла,
Много хлеба принесла (желтый круг - «Осень»).
Наконец весна пришла,
Мамин праздник принесла (зеленый круг - «Весна»).
Педагог. В лукошке еще одна карточка с заданием (любознательность, умение делать выводы, запись результатов опыта). Лесной гном принес разные предметы. Надо узнать предметы нерукотворные и рукотворные (тактильное исследование). Предметы нам еще будут нужны для опытов, потому что Лесной гном предлагает всем пойти в лабораторию.
Цель опытов - узнать, какие предметы в воде плавают, а какие - тонут. Вы получаете карточку, на которой изображены такие же предметы. Ваша задача - определить, тонут они или плавают в воде. Для этого вы будете осторожно опускать каждый предмет в воду, затем отмечать в карточке результаты опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения ставите стрелку вверх, если тонет в воде - стрелку вниз.
(Дети самостоятельно проводят опыт заполняют карточку.)
Педагог. Давайте подведем итоги ваших опытов. Какие предметы тонут в воде? (монета, скрепка, камень, стеклянная бусина.) Какие предметы плавают на поверхности вол (Шишка, веточка, пластмассовая игрушка» Значит, предметы из стекла, камня, металла тонут в воде. А предметы из дерева и пластмассы легкие, они не тонут в воде. Молодцы,
Все задания Лесного гномика выполнены очень хорошо.
Дорогой гном! Наши дети сделали своими руками картину и хотят ее подарить тебе (Лесной гном прощается и дарит детям колокольчик.).Дети приглашают его прихоть почаще в гости и дарят ему коллективную работу (фото, как они представляют место, где живет Лесной гном).