Китаева Татьяна Владимировна
Конспект НОД в старшей группе «В гости к матрешкам-мокшанкам»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к матрешкам - мокшанкам»
Образовательная область: познавательное развитие
Вид НОД: природный мир
Возрастная группа : старшая группа
Цель НОД: закрепить у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух;
- пополнить словарь детей за счет новых слов;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „В гости к матрешкам-мокшанкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа;
- способствовать накоплению мокшанского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.
Развивающие:
- развивать психические процессы;
- развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
-развивать речь, мышление, память.
Воспитательные:
- вызвать у детей желание помочь матрешкам, кукле Мане;
- воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие» : Расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления. развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям.
ОО «Речевое развитие» : Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь детей.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : Знакомить детей с характерными особенностями мордовского узора, развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; обогащать опыт детей, формировать культуру деятельности в процессе игры; развитие свободного общения со взрослыми и детьми, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, развивать звуковую сторону речи. Развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.
ОО «Физическое развитие» : побуждать детей к двигательной активности (смена деятельности).
Словарная работа: Мон сяван кши, ал, марь, куяр; тунда, нармонь, панчф, монь лемозе, и др.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание потешек, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры, чтение стихов, загадок, пословиц.
Материал и оборудование: продукты питания
/хлеб, яйцо, огурец, лук, яблоко, морковь /, кукла в национальном костюме, картина - фон, картинки /солнце, птицы, цветы/ заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, матрешки, воздушные шары, запись песни «Авкай молян мон вирев».
Методические приемы: сюрпризный момент - письмо, художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, дыхательная гимнастика, игра, вопросы к детям, рефлексия.
Мотив детской деятельности: письмо-приглашение в гости к Матрешкам-мокшанкам.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, труд.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается по-мордовски с детьми, дети отвечают.
Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.
В. Шабат, давайте посмотрим от кого это письмо.
- Нас приглашают в гости матрешки-мокшанки. Они живут далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.
На столе приготовлены: хлеб, яйца, огурец, лук, яблоко, морковь.
Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мокшанском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:
Д. «Мон саван кши», «Мон саван куяр» и т. д.
В. Шабат, продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.
- Как надо сказать по-мокшански «Счастливого пути!».
Д. Пара ки ланга!
Дети идут дальше.
На стульчике сидит кукла в национальном мордовском костюме
Дети здороваются с ней на мордовском языке:
Д. Шумбраши, няка.
- Шумбрата, шабат.
В. Дети кукла мне говорит, что зовут ее Маня. И она хочет узнать как зовут вас.
Давайте поиграем в игру «Как тебя зовут? Кто ты, мальчик или девочка?»
- Кода тонь лемце?
-Тон стирнят или церанят?
В. Шабат Маня, грустная, давайте мы для нее расскажем потешки, чтобы она развеселилась.
Дети рассказывают потешки на мордовском языке.
- Ай, Маняня, Маняня,
Сатиновай паляня,
Маня моли пандова,
Материянь кандома.
- Машати пяштеня,
Дашати пяштеня,
Котенесь – емла,
Тейнза - колма.
- Марян, кати-кие чакай,
Чак, чак, чак,
Чак, чак, чак,
- Можна, можна,
Сак, сувак!
В. Ребята, посмотрите, как развеселилась Маня. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.
Заходим на «полянку», слышно пение птиц.
В. Шабат, посмотрите мы вышли на полянку. Но, полянка бледная, не красивая. Я предлагаю раскрасить полянку. Скажите какое сейчас время года?
Д. Весна – тунда.
В. Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (Солнце – ши)
Ответы детей.
На картину приклеиваем солнце.
В. Солнце светит ярко – ярко и стало тепло. Послушайте следующую загадку.
Д. Чик-чирик!
К зернышкам прыг? (Птица – нармонь)
В. Но весной прилетает не одна птица, а много.
Д. Много птиц – лама нармоньда.
На картину приклеиваем птиц.
В. Весной очень красиво на полянке. На ней растут много, много ….
Узнайте, если отгадайте следующую загадку.
Д. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник. Цветок - панчф)
В. Весной на полянке много цветов.
Д. Много цветов – лама панчфта.
На картину приклеиваем цветы.
В. Дети посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась. Послушайте стихотворенье о весне на мокшанском языке.
В. Етась тялось. Сась тундась.
Ванды ули мазы майсь.
Сембе нармоттне састь меки.
Конат тушендсть лямбе крайс!
Хорошо в лесу! А чтобы наши легкие наполнились чистым воздухом, давайте сделаем дыхательную гимнастику.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
В. Шабат, пойдем дальше, а то матрешки, наверное, заждались.
В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки. Что-то их невидно. Давайте поиграем, а матрешки услышат нас и придут. Мы с вами знаем мордовскую игру, давайте в нее поиграем.
Называется игра «Петушок»-«Атякшке».
В. А вот и сами матрешки вышли на наш шум.
Д. Шумбратада!
- Ребята, давайте посчитаем их на мокшаском языке.
Д. Фкя, кавта, колма, ниле, вете.
В. Матрешки хотят подарить вам разноцветные воздушные шары. Но надо цвет шарика назвать по-мокшански.
Игра «Назови цвет» - «Азк тюсть».
-Шабат, матрешки-мокшанки мне нашептали на ушко, что у них разносились фартуки и они стали некрасивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили фартуки, украшенные мордовским узором.
Дети подходят к столам.
Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают, на силуэт.
В. Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрешкам.
Литература
1. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск 2001г.
2. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск 2004г.
3. Исайкина А. И. «Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях».Саранск 1996г.
4. Брыжинский А. И «Лисьмаприне». Саранск 1996г.