Лучший педагог года

Конспект НОД в старшей группе «В гости к матрешкам-мокшанкам»

Китаева Татьяна Владимировна
Конспект НОД в старшей группе «В гости к матрешкам-мокшанкам»
▼ Скачать + Заказать документы

«В гости к матрешкам - мокшанкам»

Образовательная область: познавательное развитие

Вид НОД: природный мир

Возрастная группа : старшая группа

Цель НОД: закрепить у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух;

- пополнить словарь детей за счет новых слов;

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „В гости к матрешкам-мокшанкам“» размещена в разделах

- знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа;

- способствовать накоплению мокшанского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.

Развивающие:

- развивать психические процессы;

- развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;

-развивать речь, мышление, память.

Воспитательные:

- вызвать у детей желание помочь матрешкам, кукле Мане;

- воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие» : Расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления. развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям.

ОО «Речевое развитие» : Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь детей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : Знакомить детей с характерными особенностями мордовского узора, развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» : приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; обогащать опыт детей, формировать культуру деятельности в процессе игры; развитие свободного общения со взрослыми и детьми, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, развивать звуковую сторону речи. Развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.

ОО «Физическое развитие» : побуждать детей к двигательной активности (смена деятельности).

Словарная работа: Мон сяван кши, ал, марь, куяр; тунда, нармонь, панчф, монь лемозе, и др.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание потешек, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры, чтение стихов, загадок, пословиц.

Материал и оборудование: продукты питания

/хлеб, яйцо, огурец, лук, яблоко, морковь /, кукла в национальном костюме, картина - фон, картинки /солнце, птицы, цветы/ заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, матрешки, воздушные шары, запись песни «Авкай молян мон вирев».

Методические приемы: сюрпризный момент - письмо, художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, дыхательная гимнастика, игра, вопросы к детям, рефлексия.

Мотив детской деятельности: письмо-приглашение в гости к Матрешкам-мокшанкам.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, труд.

Ход занятия:

Воспитатель здоровается по-мордовски с детьми, дети отвечают.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

В. Шабат, давайте посмотрим от кого это письмо.

- Нас приглашают в гости матрешки-мокшанки. Они живут далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.

На столе приготовлены: хлеб, яйца, огурец, лук, яблоко, морковь.

Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мокшанском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:

Д. «Мон саван кши», «Мон саван куяр» и т. д.

В. Шабат, продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.

- Как надо сказать по-мокшански «Счастливого пути!».

Д. Пара ки ланга!

Дети идут дальше.

На стульчике сидит кукла в национальном мордовском костюме

Дети здороваются с ней на мордовском языке:

Д. Шумбраши, няка.

- Шумбрата, шабат.

В. Дети кукла мне говорит, что зовут ее Маня. И она хочет узнать как зовут вас.

Давайте поиграем в игру «Как тебя зовут? Кто ты, мальчик или девочка?»

- Кода тонь лемце?

-Тон стирнят или церанят?

В. Шабат Маня, грустная, давайте мы для нее расскажем потешки, чтобы она развеселилась.

Дети рассказывают потешки на мордовском языке.

- Ай, Маняня, Маняня,

Сатиновай паляня,

Маня моли пандова,

Материянь кандома.

- Машати пяштеня,

Дашати пяштеня,

Котенесь – емла,

Тейнза - колма.

- Марян, кати-кие чакай,

Чак, чак, чак,

Чак, чак, чак,

- Можна, можна,

Сак, сувак!

В. Ребята, посмотрите, как развеселилась Маня. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.

Заходим на «полянку», слышно пение птиц.

В. Шабат, посмотрите мы вышли на полянку. Но, полянка бледная, не красивая. Я предлагаю раскрасить полянку. Скажите какое сейчас время года?

Д. Весна – тунда.

В. Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (Солнце – ши)

Ответы детей.

На картину приклеиваем солнце.

В. Солнце светит ярко – ярко и стало тепло. Послушайте следующую загадку.

Д. Чик-чирик!

К зернышкам прыг? (Птица – нармонь)

В. Но весной прилетает не одна птица, а много.

Д. Много птиц – лама нармоньда.

На картину приклеиваем птиц.

В. Весной очень красиво на полянке. На ней растут много, много ….

Узнайте, если отгадайте следующую загадку.

Д. Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник. Цветок - панчф)

В. Весной на полянке много цветов.

Д. Много цветов – лама панчфта.

На картину приклеиваем цветы.

В. Дети посмотрите, какая красивая полянка у нас получилась. Послушайте стихотворенье о весне на мокшанском языке.

В. Етась тялось. Сась тундась.

Ванды ули мазы майсь.

Сембе нармоттне састь меки.

Конат тушендсть лямбе крайс!

Хорошо в лесу! А чтобы наши легкие наполнились чистым воздухом, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

В. Шабат, пойдем дальше, а то матрешки, наверное, заждались.

В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки. Что-то их невидно. Давайте поиграем, а матрешки услышат нас и придут. Мы с вами знаем мордовскую игру, давайте в нее поиграем.

Называется игра «Петушок»-«Атякшке».

В. А вот и сами матрешки вышли на наш шум.

Д. Шумбратада!

- Ребята, давайте посчитаем их на мокшаском языке.

Д. Фкя, кавта, колма, ниле, вете.

В. Матрешки хотят подарить вам разноцветные воздушные шары. Но надо цвет шарика назвать по-мокшански.

Игра «Назови цвет» - «Азк тюсть».

-Шабат, матрешки-мокшанки мне нашептали на ушко, что у них разносились фартуки и они стали некрасивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили фартуки, украшенные мордовским узором.

Дети подходят к столам.

Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают, на силуэт.

В. Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрешкам.

Литература

1. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск 2001г.

2. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск 2004г.

3. Исайкина А. И. «Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях».Саранск 1996г.

4. Брыжинский А. И «Лисьмаприне». Саранск 1996г.

Публикации по теме:

Конспект летней прогулки в старшей группе «В гости к липе»Конспект летней прогулки в старшей группе «В гости к липе» «Конспект летней прогулки в старшей группе: «В гости к липе»». Наблюдение : рассматривание цветущей липы. Цель: познакомить детей с особенностями.

«В гости к буквам». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «В гости к букве Я». Цель: Закрепить знание знакомых букв, познакомить с буквой «Я», учить находить букву в специально подготовленной.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень в гости к нам пришла»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень в гости к нам пришла» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень в гости к нам пришла». Елена Владимирова. Цель: Закрепление и обогащение представлений.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к Солнышку»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «В гости к Солнышку» ОО «Речевое развитие» Цель: - совершенствование форм и методов работы по развитию у дошкольников художественно-речевой активности в процессе.

Конспект НОД по экологии «В гости к старичку-лесовичку» в старшей группе Цель: Закрепить и обобщить знания детей о домашних и диких животных. Задачи Образовательные: Упражнять в умении называть и различать по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «В гости к матрешкам-мокшанкам»
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 13:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «В гости к матрешкам-мокшанкам»» (включая файлы) размещена пользователем Китаева Татьяна Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД