Мария Посаднева
Утренний и вечерний круг как средство развития связной диалогической и монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете;
«Утренний и вечерний круг как средство развития связной диалогической и монологической речи»
Согласно ФГОС ДО предъявляемым к структуре ООП дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции образовательных областей. Следовательно, интеграция в образовательном процессе ДОУ подразумевает подбор форм работы взаимодействия педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. Одной из таких форм является технология «Утренний круг»
Публикация «Утренний и вечерний круг как средство развития связной диалогической и монологической речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Утренний круг (групповой сбор или утренний сбор) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей т. е.
«Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Целью организации утреннего круга являются создание положительного эмоционального настроя и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день;
2. Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
3. Социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной речи.)
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Существуют две разновидности устной связной речи - диалог и монолог, которым присущи свои особенности:
Диалогическая речь - речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Для нее характерно использование разговорной лексики и фразеологии.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и логическая завершенность.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Утренний круг проводится в форме развивающего общения- диалога.
Ведение дискуссии в формате развивающего диалога, т. е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить одназначно, не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами пришли» к правильному ответу.
Тем самым развиваются навыки общения :
- учить детей культуре диалога, говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение
- ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников)
- установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения)
- самопрезентация
- получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.)
- предоставление информации (презентационные)
- эмоциональная регуляция и саморегуляция
- психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию
- предоставление обратной связи
Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагога и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение определенным речевым навыкам и умениям. Педагог показывает на собственном примере как выстроить фразу, с чего начать говорить, последовательность высказывания. Помогает «зажатому» скромному ребенку грамотно изложить свои мысли, подталкивая его вопросами.
Последовательность работы над связной речью :
• воспитание понимания связной речи (слушая другого ребенка или педагога, ребенок анализирует сказанное им, пытаясь тем самым понять о чем (о ком) говорилось, какие были использованы слова и какая их роль);
• воспитание диалогической связной речи (уточнить смысл неизвестных непонятных ему слов, задать вопросы педагогу или ребенку с целью уточнения информации или получения дополнительной, внесения своих предложений;
• воспитание монологической связной речи.
Приемы работы:
• работа над составлением рассказа — описания (спрашивая ребенка, что ты будешь делать и как, какой алгоритм работы);
• работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок (кому-то из детей сложно мысленно сформулировать свое высказывание, он может использовать карточки-подсказки, тем самым напоминая себе, о чем и в какой последовательности нужно рассказать);
• работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке (выбирая на УК центр, в котором ребенок планирует заниматься, сначала он выбирает проект что бы хотел сделать и по средствам чего; проект, макет (сюжет) может быть заготовлен заранее или выбран из имеющихся, может быть изменен по желанию ребенка);
• работа над пересказом (может сработать как объяснение своей работы другим участникам, а также как рефлекия);
• работа над самостоятельным рассказом (ребенок говорит о том, как бы он хотел увидеть ту или иную ситуацию, проблему, предлагая решения, а также о проведенном дне, алгоритме проделанной работы, делая анализ своей деятельности).
Утренний круг помогает развивать умение вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами и односложными, уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки, дополнять ответы, вносить свои реплики. Малышей тоже надо научить качеству речи, то есть быть доброжелательным, тактичным, вежливым, соблюдать позу при разговоре, смотреть в лицо собеседника.
Для сформирования у детей навыков диалогической речи педагогу следует использовать прием словесных поручений, что активно используется на утреннем круге. При этом детям педагог дает образец просьбы, иногда предлагает ребенку повторить её, чтобы проверить, как он ее понял и запомнил ли фразу. Это также способствуют закреплению форм связной вежливой речи.
Для развития первоначальных форм речи-собеседования воспитатель планирует и организует совместное рассматривание с детьми иллюстраций, любимых книг, детских рисунков. Побудить к разговору на конкретную тему помогут небольшие эмоциональные рассказы педагога (что он наблюдал в автобусе; как провёл выходные дни, которые вызывают в памяти детей различные подобные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
В старших группах тематика разговоров самая разнообразная и более сложная. Например: можно предложить детям вспомнить свою любимую сказку, игру. Наибольшее внимание уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить друг друга, поправить товарища, задать вопрос собеседнику.
«Вечерний круг» Проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.
Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи :
Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).
Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Таким образом, дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
В нашем ДОУ мы внедрили и используем эту технологию. Подводя итоги мы отметили, что дети слушают друг друга, обсуждают совместные дела, планируют свою деятельность.
Развитие связной речи у детей – не стихийный процесс. Он требует целенаправленных действий взрослого. Наша задача – помочь ребенку вырасти образованным человеком, с грамотной речью.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2008. - с. 27-43.
2. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - с. 4-16.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2010. - 213 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1985. - 160 с.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского
6. .Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
7. Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. - С. 10-13.
8. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М. :Педагогика, 1974. - 256с.
9. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
10. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2009. - 368 с.
11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.