Рамиля Султангулова
Конспект занятия «Усвоение детьми языка на примере взрослых»
"Усвоение детьми языка на примере взрослых"
Подражание имеет огромное значение в усвоении детьми языка. Образование новых условных связей у человека происходит не только по способу совпадения по времени, но и по механизму подражания. К этим условным рефлексам, формирующимся по механизму подражания, относится вся система речевых реакций.
Публикация «Конспект занятия „Усвоение детьми языка на примере взрослых“» размещена в разделах
Особенно важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста получал образцы правильной речи, т. к в этот период он с интересом прислушивается к каждому слову. А между тем некоторые родители часто разговаривают с ребенком лепетной речью. Детский лепет занимателен для взрослых, и эта подделка под детский язык совершенно неуместна, нередко является своего рода тормозом для развития ребенка.
Необходимо объяснять родителям, какое большое значение имеет для ребенка речь взрослых и как надо разговаривать с маленькими детьми.
Сам воспитатель должен говорить с ребенком правильно, не искажая слов. Тем из воспитателей, которые обладают какими-либо недочетами речи, необходимо серьезно работать над чистотой произношения, а также над общей культурой своей речи, над дикцией. Воспитатель должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопиться, не искажать звуков, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Если воспитатели не следят за своей речью или говорят неправильно, нечетко, то до уха ребенка многие слова доходят искаженно.
Ребенок, особенно маленький, речь воспитателя воспринимает как совершенный образец и всегда подражает ему.
Особенно четко надо произносить незнакомые, новые и длинные слова. Живость тона и богатство интонаций в речи воспитателя способствуют лучшему произношению ребенка. К сожалению, некоторые воспитатели мало разговаривают с детьми, говорят отрывисто, однообразно, главным образом в связи с организацией отдельных процедур. Скучная по содержанию речь не привлекает внимания детей, как бы совершенна она ни была по произношению и грамматическому построению. Воспитателю необходимо разговаривать с детьми возможно чаще и на разнообразные темы.
Разговоры с одним ребенком и с небольшой группой детей создают близкие взаимоотношения. Обращаясь непосредственно к ребенку, воспитатель побуждает его говорить. Кроме того, он имеет возможность внимательно прислушаться к его речи. Маленького ребенка необходимо приучить прямо смотреть на говорящего человека, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.
Разговор с ребенком должен протекать непринужденно и возникать естественно. Поводов для разговора много. Утром, приходя в детский сад, дети полны впечатлений от виденного по дороге, от домашних событий. Особенно хочется детям поделиться впечатлениями после выходного дня. Во время прогулок можно найти много тем для бесед с детьми, с отдельным ребенком.
Очень благотворно влияет на развитие речи младших пример старших детей. Поэтому надо всячески поощрять совместные игры младших детей со старшими; на прогулке обычно такое объединение происходит вполне естественно.