Ирина Черпаченко
Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Устное народное творчество как средство развития речи детей»
Все меня настырно учат – от зари и до зари:
- Это – мама! Это – туча! Это – ложка! Повтори!
Ну а я в ответ молчу. Или – изредка – мычу.
Говорить я не у-ме-ю, а не то что – не хочу…
Только всё это – до срока. День придёт, чего скрывать,
Буду я ходить и громко всё на свете называть!
Назову я птицей – птицу, дымом – дым, травой – траву.
И горчицею – горчицу, вспомнив, сразу назову…
Назову я домом – дом, маму – мамой, ложку – ложкой…
Публикация «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
«Помолчал бы ты немножко.» – сами скажете потом.
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического (умственного) развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Уровень умственного развития малыша и развитие его речи связаны неразрывно. Речь - одно из главнейших средств познания мира, а значит, плохо развитая речь будет препятствовать полноценному развитию личности.
Уже в полгода ребёнок осваивает простые игры «Ладушки» или «Забодаю», «Прятки», где взрослый и ребёнок выполняют одинаковые действия. Во время игры развивается лепетное говорение, малыш учится прислушиваться к речи. Чем больше мы будем разговаривать с ребёнком, тем раньше он заговорит.
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виктора Владимировича Виноградова, едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом и с повседневной детской жизнью - это детский фольклор.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи – их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствуют разговорной речи.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Словесное русское народное творчество зaключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки. Трудно переоценить их воспитательное значение. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливаете ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фантазия, мышление, воображение малыша.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Так, например, сказка путем уподобления животных людям показывает нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее).
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А. П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.