лариса силакова
Успешная адаптация как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Садовник, собираясь пересадить дерево,
готовит участок, бережно окапывает его,
стараясь не повредить корневую систему,
пересаживает вместе с землёй.
Несмотря на все его усилия,
дерево на новом месте болеет,
пока не приживётся.
2 слайд
Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
Публикация «Успешная адаптация как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Темочки
Что же такое здоровье? В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта.
В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.
В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.
3 слайд
Адаптационные возможности ребенка, особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Основная задача дошкольного учреждения - это охрана и укрепление здоровья ребенка. А здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Только тогда возможно полноценное развитие личности. Поэтому данную проблему считаю актуальной и одной из важнейших в дошкольной образовательной практике.
Адаптационный период - это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, частые заболевания. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет. Нельзя равнодушно относиться к эмоциональным реакциям детей, считая, что плач и капризы - результат избалованности в семье. В этот период большое значение имеет наша работа, целью которой является помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к дошкольному учреждению.
4 слайд
Психика ребенка в раннем возрасте устроена так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо задания. Поэтому основным и важнейшим видом деятельности является игра. В период адаптации основной задачей игр является наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Для таких маленьких детей важна возможность приятного физического контакта с взрослым, ощущение защиты, тепла и ласки.
Адаптационные игры способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Речевое сопровождение игр способствует быстрому переключению детей с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети преодолевают внутренний барьер и идут на контакт с взрослыми и сверстниками.
5 слайд
Элементы русского народного творчества, такие как потешки, так же благоприятно действуют на эмоциональное состояние ребенка.
Отвлечь ребенка, поднять настроение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры.
6 слайд
Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения также велика. Приобщая ребенка к музыке с раннего детства, развиваются не только музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному.
Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение - это главное условие нормального роста и развития ребенка. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние.
7 слайд
Эффективно использовать метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Мы так же используем игры с манкой-рисуем, ищем игрушки.
8 слайд
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Такие действия как разбирать и собирать пирамидку, играть резиновыми игрушками – пищалками, игры с массажными мячиками отвлекают детей от негативных эмоций и оказывают психотерапевтическое воздействие.
9 слайд
Для регулирования эмоционального состояния детей нами было изготовлено пособие «Сухой дождь».
«Сухой дождь» - это пособие состоящие из разноцветных атласных лент, закрепленных на обруче.
Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств.
Мы используем различные дидактические игры.
«Убежище».
Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча,прячется за лентами сухого дождя.
«Дождь превращений».
Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в …
Да и просто под этим «дождем» дети любят ходить, ленты приятно гладят кожу малыша, которому сейчас так не хватает маминой ласки.
10 слайд
Адаптационный период - тяжелое время не только для малыша, но и для его родителей. Поэтому очень важна наша совместная работа, тесный контакт с родителями. Согласованность действий родителей и педагогов, наше тесное сотрудничество - необходимое условие успешной адаптации ребенка.
Использование данных методов и приемов благоприятно действует на эмоциональное состояние детей, помогает снятию психоэмоционального напряжения и формированию положительных эмоций. А раннее формирование положительных эмоций - это залог полноценного развития личности, а в нашем случае и успешной адаптации.