Кученкова Аня
Консультация «Успешная адаптация в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке.
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.
Лёгкая адаптация.
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
• он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
• первым идёт на контакт с ровесниками;
Публикация «Консультация „Успешная адаптация в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
• способен занять себя на короткий промежуток времени;
с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
Привыкание средней тяжести
Он длится не менее 1,5 месяца. При этом ребёнок частенько болеет демонстрирует выраженные негативные реакции,
Признаки:
• С трудом расстаётся с мамой.
• при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
общается со сверстниками и воспитателем;
Тяжелая адаптпция
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
Признаки:
• нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
• отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
• агрессивность либо замкнутость;
• неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Организация успешных условий для адаптации детей.
• Активное взаимодействия с родителями.
• Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для ребёнка дома и в группе.
• Правильная организация игровой деятельности.
Секреты успешной адаптации :
Активное взаимодействия с родителями:
Очень важно работа с родителями узнать как можно больше информации о ребёнке, постараться быть с ними в доверительных отношениях. Ведь если родители будут доверять нам, то и дети будут поступать так же. Проконсультировать родителей, чему желательно научить ребё нка отправляющегося в детский сад:
• Одеваться, раздеваться
• Пользоваться ложкой.
• Проситься на горшок.
• Воспринимать разную пищу.
• Играть с детьми.
Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для ребёнка дома и в группе
Создать развивающую предметно – пространственную среду. Групповое помещение должна быть разнообразным, ярким, нужно учитывать требования программы, отображая её во всех зонах групп. То есть создать такую обстановку в которой детям будет уютно и интересно. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно.
Сенсорный уголок
В группе раннего возраста в период адаптации поможет сенсорный уголок, монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции – например, нанизывать бусы на шнурок, собирать пирамидку, соединять детали конструктора и прочие игры. Всё должно быть доступно детям.
Центр песка и воды.
«Песок и вода» - это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если ребенок еще плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Дети очень любят доставать предметы из воды, переливать воду. Из песка строят различные постройки, также ищут в песке мелкие предметы, разыскивая в нем игрушку-сюрприз, рисуют на песке. Организация таких игр требует определённых условий, поэтому они проводятся с небольшим количеством детей или в утренние часы, когда надо отвлечь малышей от мамы, или вечером, когда они начинают переживать, что за кем –то из детей уже пришли родители. Проигрывая ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Уголок уединение
Обязательно должен быть уголок уединение, если вдруг малышу захочется побыть одному.
Очень хорошо иметь в этом уголке «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так токовать вдали от дома.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
«ИДИ КО МНЕ»
Ход игры. Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
«ПОЕЗД»
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд» : «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу –чу –чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».
«Мы с вами приехали на полянку. Давайте выйдем и посмотрим, какие цветы здесь растут. Понюхаем цветочки…»
Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
«ВМЕСТЕ С МИШКОЙ»
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребёнком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции. Такие действия формируют у ребёнка навыки сюжетной игры.
«СОБЕРЕМ ИГРУШКУ»
Пригласите ребёнка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите её в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить её в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что – ни будь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Признаки успешной адаптации :
• Хороший сон.
• Желание идти в детский сад.
• Хороший аппетит.
Когда дети будут ощущать заботу, любовь и тепло наших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, то основная задача адаптационного периода будет выполнена.