Кабанова Людмила
Сенсорная комната как средство укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание в ней способствует:
Публикация «Сенсорная комната как средство укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• Улучшению эмоционального состояния
• Снижению беспокойства и агрессивности
• Нормализации нервного возбуждения и тревожности
• Нормализации сна
• Активизации мозговой деятельности
• Ускорению восстановительных процессов после заболеваний
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
• Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют, поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
• Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, сухой бассейн, фонотека релаксационной музыки. В этом блоке можно выделить мягкую среду, звуковую, тактильную среду.
Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия выполнены в спокойных тонах. Как для релаксации так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всего тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.
Релаксация (от лат. – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием мышечного напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. В состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие настроение.
Эффекту релаксации способствуют специально подобранная спокойная музыка, которая является звуковой средой.
Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят сенсорная тропа для ног, массажные мячи. Как известно массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка. Он укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка, стимулирует развитие умственных способностей.
Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент терапии и повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья. В нашем детском саду проводятся подгрупповые психопрофилактические занятия с детьми 5-7 лет. Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей, повышается настроение и возрастает желание прийти сюда еще раз.
Игры и упражнения в «сухом бассейне».
Часики
Первый вариант — с опорой на руки; второй вариант — без опоры на руки. Эти игры служат для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.
Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.
Полощем белье
Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движения вправо-влево («полощет белье», то же повторяет левой рукой.
Разноцветные круги
Ребенок опускает в «сухой бассейн» правую руку и «рисует» большие разноцветные круги, то же повторяет левой рукой.
Солнышко
Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно).
Шаловливые ножки
Это упражнение необходимо для массажа и укрепления мышц нижних конечностей.
Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и болтает ими, как в воде.
Хитрый котенок
Цель упражнения — массаж всего тела и развитие общей подвижности.
Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика, иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного).
Золотая рыбка
Первый вариант — ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками - как-будто плывет.
Дельфин
Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами («хвостом», затем выполняются движения ногами к себе.
Разведчик
Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик», крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», затем ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т. п.
Воронки
Цели: массаж и развитие координации верхних конечностей.
И. П. – дети стоят на коленях вокруг бассейна.
- опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяются левой рукой.
- опускаются обе руки в бассейн и одновременно делают враща тельные движения:
А) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.
НЫРЯЕМ
Цель: массаж шейных мышц.
И. П. – ноги на полу перед бассейном, руки в упоре
-достаем головой дно бассейна
ПЕРЕКАТЫ
Цель: массаж и коррекция работы позвоночника.
И. П. - ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:
- ребенок скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.
НЕ ЗАМОЧИ РУКИ
Цель: развитие динамической и статической координации.
И. П. : обычная стойка в бассейне:
- разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками,
- ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.
НАЙДИ И ДОСТАНЬ СО ДНА БАССЕЙНА
Цель: развитее тактильных ориентировки, ощущений мелкой моторики.
Прячем на дне бассейна один или нескольких предметов, и просить ребенка найти их.
КТО БОЛЬШЕ
Цель: развить цветовосприятия и ловкости рук.
Дается задание:1. набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
2. Собрать только шарики определенного цвета.
ЛОВКИЕ НОГИ
Цель: развитие координации, укрепить мышцы ног.
1. Ребенок сидит на бортике бассейна и старается ногами поднять шарики.
2. Поднять только шарики указанного цвета или определенное количество шариков.
ВКЛЮЧИТЬ МОТОРЫ!
Цель: укрепить мышцы ног, подвижность суставов
1. Лежа в бассейне на груди, активная работа ног
2. Лежа в бассейне на спине, активная работа ног
БОЧОНОК
Цель: развитие координации, мышц спины, живота, ног.
Перекаты «бочонком» к одному бортику бассейна, к другому.
ЭСКАВАТОР
Цель: укрепить мышцы живота, ног, подвижность суставов.
И. П. : Лежа в бассейне на спине ноги вытянуты.
- Ногами зачерпываем шарики, подтягивая колени к груди.
2.- Ноги выпрямляются, шарики высыпаются.
САЛЮТ
Цель: укрепить мышцы живота, ног.
И. П. : Лежа на спине, ноги вытянуты.
1.- Ноги врозь, захватить шарики, соединить ноги и подбросить ногами вверх.
ЛЯГУШКА И ЖУЧОК
Цель: развитие координации, укрепление мышц спины, рук, ног.
Лежа на груди плывем способом «брасс».
Лежа на спине «жучок барахтается». У меня хорошее настроение.