МААМ-картинки

Условия успешного речевого развития детей

Тамара Троценко
Условия успешного речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенква-детский сад №15 «Солнышко» с. Хороль Хорольского муниципального района Приморского края

Районное методическое объединение воспитателей ДОУ

Тема: «Условия успешного речевого развития детей»

(Из опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы Троценко Т. В).

Дата: 03.04.2015г.

Публикация «Условия успешного речевого развития детей» размещена в разделах

Условия для эффективного познавательно-речевого развития создаются путё м интеграции различных видов деятельности и включают в себя: Слайд. 1

1. построение инновационной модели образовательного пространства ДОУ, обеспечивающей доступность и новое качество образования.

2. Система и поиск эффективных методов и приёмов повышения педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников, обогащение педагогического опыта, взаимодействия с родителями.

Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей. Основным условием успешного овладения речевыми умениями является наличие системы в работе по развитию речи, познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием на слайде» (Слайд. 2,

Ребенок должен:

Быть психически и соматически здоровым;

Иметь нормальные умственные способности;

Иметь полноценный слух и зрение;

Обладать достаточной психической активностью;

Обладать потребностью в речевом общении;

Иметь полноценное речевое окружение.

Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон, вам это знакомо: Слайд. 3

- работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания; подготовку органов речевого аппарата к произнесение звуков, формирование правильного звукопроизношения);

- развитие мелкой моторики

- обогащение словарного запаса (активного и пассивного);

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи (монологической и диалогической);

- подготовку руки к письму;

- обучение чтению;

- развитие интонационной выразительности, плавности речи.

Свою работу по данному вопросу мы начали с детьми раннего возраста и постарались сразу активизировать родителей. В этом возрасте, в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Поэтому мы старались быть чуткими к малышам, много общались с ними, внимательно выслушивали каждого ребенка, предоставляли им достаточную двигательную свободу. В результате наши воспитанники благополучно прошли все стадии речевого развития. Сл. Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществлялась вначале в беседах и консультациях. СЛ.

Вместе с мамами, учили потешки, попевки, сопровождая пение движением. Эта работа радовала и детей, и родителей, ну и, конечно же, нас. Обращали внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания. Сл.

Одна из наиболее эффективных форм по речевому развитию — это театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома и в группе: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Мы считаем, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого, и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми. Сл.

В своей работе используем эффективные средства речевого развития, учитываем возрастной и индивидуальный подход, осуществляем преемственность в развитии речи между возрастными группами. Успешно развиваем коммуникативные качества как в ННОД, так и в нетрадиционных формах речевой деятельности, где применяем инновационные технологии, что позволяет развивать внимание, память, мышление, обогащать речь детей, развивать познавательную активность. Сл.

Используем различные приёмы и методы направленные на познавательно- речевое развитие, эмоционально насыщенные, где дети работают увлечённо. Cтавим проблемы, которые ребята решают сами, много опытов, экспериментов. В ННОД присутствует интеграция всех областей, ИКТ, релаксация, физминутки, экспериментирование, добиваемся полных ответов от детей, учим делать выводы. Сл. В группе создана богатая, предметно - развивающая среда, что способствует качественной реализации поставленных задач. Сл. Эффективными оказались и другие формы работы: организация стендов, где вывешивались успехи детей во владении речью; небольшие заметки, статьи по развитию речи детей, дни открытых дверей, где специально заострили внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, довели до сведения родителей, у каких детей логопед выявила нарушения в звукопроизношении. Cл

В старших группах, мы также продолжили работу по овладению речевыми навыками наших детей. Старались помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, не нагружая сложным речевым материалом, через словарную работу объясняли непонятные ему слова. Беседуя с родителями, объясняли им, к чему может привести перегрузка ребенка непосильным для него материалом (к заиканию, горловому произношению звука «р»). Рекомендовали, для заучивания с детьми дома: стихи, загадки, считалки, скороговорки; посоветовали, какие книги следует читать детям, сделали подборку литературы по возрастам; организовали выставку новых книг. Cл.

Оформили с детьми книги «Занимательная азбука», «Учимся вместе», придуманными детьми. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Сл.

Дети и родители нашей группы активно участвуют в конкурсах: «Конкурс чтецов», «Показ сказки на новый лад», в создании речевого альбома «Копилка волшебных слов». Данная форма работы направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Сл.

По результатам этой работы в группе созданы книжки: «Все о матрешке», «Рассказы о матрешке», сочиненные детьми где собраны художественное слово и стихотворные формы; книга «По страницам сказки А. С. Пушкина» - иллюстрирована рисунками детей. Проводим открытые просмотры ННОД для родителей, приглашаем специалистов - логопеда. Их цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомим с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми. Cл.

На сегодняшний день мы можем утверждать, что дети подготовительной к школе группы достигли целевого ориентира ФГОС: «Дети достаточно хорошо владеют устной речью, выражают свои мысли и желания, используют речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделяют звуки в словах, у детей складываются предпосылки грамотности», это показали открытые просмотры НОД на краевом и районном уровнях: познавательное развитие (ФЭМП- математика) «На островах Царицы Математики», речевое развитие (грамота) «Путешествия по зимнему лесу».

Благодаря преемственности д/сада со школой, у ребят сформирован интерес к школе. Большая часть детей группы посещает дополнительную образовательную услугу, организованную Хорольскими школами «Будущий первоклассник», проведены встречи с учителями, совместные мероприятия со школьниками. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом. Хотя, к нашему сожалению, остаются дети, которые требуют еще работы над речевыми недостатками. Желаю всем успехов! А коллегам хочу предложить из опыта работы «Речевые игры дома» в «Педагогическую копилку».

Игровые упражнения для развития мелкой моторики. - «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

Игры на обогащение словаря. - «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?; «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…

Игры на развитие грамматического строя. - «Поварята».

Приготовим сок из яблок (яблочный, пирог из рыбы (рыбный, варенье из малины (малиновое) и т. д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро).

Объясняли: Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

Игры на развитие слоговой структуры. - «Путаница».

Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги и т. д.).Такие игры не отнимут много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка.

Публикации по теме:

Оформление музыкального зала к выпускному празднику.Оформление музыкального зала к выпускному празднику. формление музыкального зала к выпускному празднику. Автор О. В. Проскурякова. МКДОУ центр развития ребенка - детский сад №27 "Радуга" с. Хороль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия успешного речевого развития детей
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 04:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия успешного речевого развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Троценко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД