Татьяна Фокина
«Уральские Святки». Консультация для родителей и воспитателей в музыкальном уголке
▼ Скачать + Заказать документы
«Уральские Святки». Консультация для родителей и воспитателей в музыкальном уголке
Музыкальный руководитель МАОУ «СОШ №4» Татьяна Вениаминовна Фокина, г. Миасс Челябинской области
Цель: Реализация регионального компонента музыкального воспитания в условиях ФГОС ДО. Знакомство с традициями и обрядами празднования на Урале фольклорного праздника Святки.
Публикация «„Уральские Святки“, Консультация для родителей и воспитателей в музыкальном уголке» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Рождество Христово. Проекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Задачи: Познакомить родителей и воспитателей с особенностями празднования Святок на Урале.
В праздничной культуре и музыке разных областей России немало общего, но каждый регион несет в себе и индивидуальные черты.
Для понимания особенностей празднования Святок, важно знать, чем отличаются вечёрки от посиделок. В народе очень хорошо различали понятия «посиделки» и «вечёрки».
Первое отличие: на вечёрках только развлекаются, а на посиделках ещё и занимаются полезным трудом.
Отличие второе: вечёрки проводятся в определённой избе, хозяева которой взимают арендную плату. А посиделки организуются постепенно во всех домах деревни, бесплатно.
Святки – это праздничный период, который длится две недели – начинается с Сочельника (вечер 6 января) и продолжается до Крещения (19 января). Святки включают в себя Рождество (7 января) и Старый Новый год (ночь с 13 на 14 января). На время зимних святок приходится праздник зимнего солнцеворота – праздник Коляды. День постепенно начинает удлиняться, а ночь становится короче: солнце поворачивает на лето.
Уральские святочные обряды содержат все традиционные для других регионов России ритуалы: святочные вечёрки, кутейные вечёрки и колядование.
На протяжении всех двух недель празднования Святок молодежь уральских деревень организовывала святочные вечерки. Для проведения святочных вечёрок девушки и ребята откупали у хозяев «малуху» - большой просторный дом на все две недели праздника. На святочных вечёрках водили хороводы под балалайку и гармошку, пели плясовые песни, сопровождаемые круговыми плясками типа перепляса и кадрили. В переплясе танцующие соревновались в изобретательности, а в кадрили девушки и парни красиво и возвышенно общались друг с другом, танцуя парами. На святочных вечерках играли в традиционные народные «поцелуйные» игры – музыкальные, коммуникативные, позитивные увеселения молодёжи, в которых парни и девушки учились красоте тёплых, нежных отношений. Девушки ждали святочных вечерок как момента решения своей судьбы. На святочных вечерках зарождалась любовь и начало оформления брачных союзов, приезжие парни знакомились с понравившимися им девушками. В нашем детском саду поцелуи в «поцелуйных» играх заменены на улыбки. Дети с удовольствием улыбаются друг другу.
Очень популярны на Руси, и на Урале в частности, святочные гадания – кутейные вечерки или кутейники, которые проводились поздно вечером или по ночам. В кутейных вечёрках участвовали только девушки, они гадали на женихов с зеркальцем и свечой, по полену, по брошенному за ворота валенку… Часто гадали с песнями. Песни, приуроченные к святочной ворожбе, назывались «жирово». Время кутейных вечёрок - накануне Рождества, Старого Нового года и Крещения.
Особым действием во время зимнего солнцеворота – поворота солнца на лето считалось колядование – призывание Коляды. Русский народ верил, что невидимая добрая Коляда ходит по русским деревням и обещает впереди снежную зиму, теплую весну, обильный урожай, приносит людям богатство и счастье.
Колядовали трижды – на Рождество, на Старый новый год и на Крещение. Колядовала в основном молодежь: девушки и парни делали праздничный обход дворов односельчан с пением специальных песенок – колядок, в которых величались Коляда и хозяева дома. Обязательно несли рождественскую звезду на шесте и вращали её против часовой стрелки. Колядующие желали хозяевам богатства, счастья и процветания. Приходя в дом, сыпали на пол зерно, призывая для хозяев высокий урожай.
В старину, считалось, что если колядующие, обойдут какой-либо дом, то это принесёт его обитателям несчастье. Поэтому каждый хозяин заранее готовил для них угощение. Угощали зерном, стряпней (шаньгами, калачами, блинами, фигурным печеньем в форме коня, птиц, коровок, называемым «козюльками», яйцами, конфетами, орехами, сырчиками (творожными колобками). Из числа колядующих выбирался «мехоноша» - человек, несущий мешок для сбора даров. Причем вплоть до нашего века в сознании крестьян сохранился древний смысл этого дарования: если хозяева не подадут колядующим, то в хозяйстве в этом году не будет проку. Для тех, кто не отблагодарит колядующих, пелись «злые», шуточные колядки.
К колядкам на Урале приурочивались разнообразные обычаи ряжения и маскирования. Ряженых называли «шуликунами». Рядились чаще всего в козу, медведя, корову, волка, лису, журавля, старика и старуху.
Место действия ряженых по народному ритуалу колядования – на улице. Но часто, ряженые, после уличных развлечений, пения обрядовых колядок, шли под вечер с гармошкой на святочные вечерки. На крыльце ряженым устраивали заслон: требовалась плата за участие в вечёрках. После чего вечерки продолжались с ряжеными. На вечёрках ряженые показывали разные сценки.
Святочные вечерки продолжались не позднее 12 часов ночи. Девушек никогда никто не провожал. Они разбегались по домам попарно или по несколько человек. Парни, расходились по домам и так в течение двух недель….
Литература:
1. Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина "Наш дом - Южный Урал". Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Челябинск, 2005
2. С. Е. Беляев. История музыкальной культуры Урала. (XVIII - начало XX века). Екатеринбург, 1996
3. В. Н. Белкин. Пустите гармонь к микрофону: сборник песен. Челябинск, 2002
4. Т. И. Калужникова, М. Е. Кесарева. Песни старого Урала. (Невьянский и Каменский районы Свердловской области) Екатеринбург, 2001
5. Т. И. Калужникова. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. Екатеринбург - Челябинск, 1997
6. А. И. Лазарев. Народоведение, 4 том. Челябинск, 2005
7. А. И Лазарев. Уральские посиделки. Челябинск, 1977
8. Энциклопедия. Челябинская область. Ред. К. Н. Бочкарёва. Челябинск, 2008
Фотографии из архива нашего детского сада: