Лилия Ганичева
Уголок развития речи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад — не просто место, где родители могут оставить своих детей в будний день. Это центр, где детям дают всестороннее полноценное развитие, обучая повседневным навыкам, развивая физические способности, тренируя мыслительные процессы. Первостепенной задачей ДОУ является развитие речи, пополнение словарного запаса, для реализации которой создается речевой уголок.
Публикация «Уголок развития речи в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми
Без полноценно развитой речи детям сложно адаптироваться в школе, где нужно строить отношения с преподавателями, уметь без затруднения обратиться с вопросом или просьбой, создавать дружеские связи с другими детьми. От того, как развита речь ребенка зависит:
• насколько он уверен в себе;
• как легко он может формулировать мысль;
• степень восприятия больших объемов поступающей информации.
• Создание речевого уголка в старшей группе стимулирует детей к участию в развивающих играх. От того, насколько привлекательно он оформлен, зависит степень заинтересованности ребят.
• Задачи и цели создания речевого уголка
• Главная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности воспитанников, обогатить словарный запас каждого.
• Перед воспитателями стоит задача вовлечь детей в игры, тренирующие дыхание и обучающие правильной силе выдоха при произношении.
Оформление речевого уголка своими руками
Создавая речевой уголок, нужно продумать все необходимые дидактические материалы, которые будут использоваться в тех или иных играх-упражнениях. Важно дать ему имя, которое будет привлекать детей, и связать его с интересным персонажем, поселившимся в красочном обучающем месте.
Нормативы ФГОС ДО для уголка речевого развития
Нельзя оформить красочный стеллаж, опираясь только на собственную фантазию. ФГОС предъявляет ряд требований к внешнему виду, содержанию и расположению обучающих зон в ясельных, средних и старших группах:
• Полное соответствие наполнения зоны возрастным особенностям группы.
• Наличие привлекательного одушевленного хозяина, который поможет детям освоиться на своей территории.
• Соответствие требованиям безопасности, связанное с отсутствием навесных шкафов с дверцами из стекла. Особое внимание уделяется безопасности младших групп — в них уроки по развитию мелкой моторики могут проводиться только под присмотром педагога, в связи с опасностью попадания мелких деталей в дыхательные пути.
Паспорт речевого уголка
Для создания развивающей зоны требуется подготовить документ, содержащий опись всех материалов и инструментов, входящих в него. Включению в реестр паспорта подлежит как мебель, так и книги, используемые на занятиях. Перечень содержимого паспорта (с примерами) :
• Мебельное оснащение (книжный шкаф, стулья, стеллаж);
• Перечень книг, из которых состоит библиотека;
• Предметы, используемые для развития артикуляции (зеркало, картинки);
• Дидактический материал (цветные кубики, кубики с буквами, магнитная доска);
• Устройства для развития речевого дыхания (вертушки, мыльные пузыри, подвесные фигуры);
• Наглядные пособия (фрукты-овощи, плакаты-презентации)
Как назвать уголок развития речи
Название уголка должно привлекать детей и вызывать у них положительные эмоции. Лучше, если оно будет связано с одушевленной куклой — хозяйкой образовательной зоны. Например, если в качестве хозяина уголка выбран попугай, его можно назвать Говоруном, а уголок — «Остров устных сокровищ». Когда хозяйкой является Василиса Премудрая, ее развивающее владение можно назвать «Королевством слов», а если к обучению будет приглашать лягушка, в качестве названия подойдет словосочетание «Речевой ручеек».
Виды и способы оформления речевого центра
Расширять словарный запас каждого ребенка призван уголок развития речи в детском саду, оформление которого не должно выбиваться из общей стилистики группы. Если в помещении уже имеются оформленные стенды безопасности на дороге или макет гигиены рук, то используемый стиль в их оформлении желательно применить и в зоне развития речи.
Использование табличек и знаков
Для закрепления изученного материала желательно размещать таблицы, обобщающие пройденный материал. Как пример, можно использовать колонки с гласными и согласными буквами, или разделение растительных культур на овощи, фрукты, ягоды и грибы.
Придумываем одушевленный персонаж
В вопросах выбора главного героя не существует стандартов. Однако к выбору персонажа следует подходить с точки зрения возрастных особенностей детей. Для групп раннего развития подойдут добрые и знакомые всем зверушки. А для ребят из подготовительной группы лучше выбрать авторитетного персонажа из популярного прочтенного произведения.
Речевой уголок должен включать в себя игры и занятия на темы, соответствующие возрасту каждой группы. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к информационному наполнению, согласно которым образовательная зона должна включать в себя все направления, связанные с развитием речи :
• мелкая моторика;
• логоритмика;
• артикуляция;
• фантазия;
• познавание мира через чтение;
• дыхательная гимнастика;
• театр пальчиков.
Работа с детьми в уголке
Любое занятие в уголке должно начинаться с приветствия от главного героя, который приглашает ребят поиграть.
Формы образовательной деятельности в речевом уголке
Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Пропевание гласных, заучивание считалочек, ознакомление с новыми книгами и пальчиковый театр проводят в группах. А такие занятия, как артикуляционная гимнастика, игра в магазин и дыхательные упражнения легко можно представить как самостоятельную деятельность.
Речевые дидактические игры
Такие игры включают в себя различные головоломки, соответствующие возрасту детей:
• «Закончи слово»;
• «Ассоциации»;
• «Назови слова на заданную букву»;
• «Выбери лишнее слово из предложенного ряда».
Артикуляционная гимнастика для детей
Для наилучшего развития артикуляции зона должна иметь одно общее зеркало, где ребенок вместе с преподавателем будет тренироваться, и одно индивидуальное, — в котором воспитанник сам будет трудиться над постановкой звуков.
Привлекательный образовательный центр, уроки в котором проходят весело и интересно, способствует непосредственному развитию речи с богатым словарным запасом, которая станет надежным помощником в адаптации ребенка в школе и повысит его уверенность в себе.
Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.
• Включить звук
• Перейти на