Волобуева Кристина Владимировна
Экспериментирование в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Экспериментирование в старшей группе
«Удивительные свойства воздуха».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Публикация «Экспериментирование в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
1. Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
2. Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
3. Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка, легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: Игровая,познавательно-исследовательская,двигательная, коммуникативная
Методы:
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, ленточки, салфетки бумажные, веера из бумаги, мыльные пузыри, краски, бумага А-4,кисти, дудочки, бахилы, шапочки (все по количеству детей). Апельсин, контейнер- 1 шт. ,3 емкости разной формы, тазик с водой
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия.
В- Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
- Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Давайте поздороваемся
Д. -Доброе утро!
В- Присаживаемся на стулья.
Ребята, вы любите загадки?
Тогда отгадайте вот эту:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем (воздух)
Д. – Воздух.
В – Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
- А как вы думаете, что такое воздух?
Д. - воздухом мы дышим
В – Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.
- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
- Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.
Слово атмосфера произошло от греческих слов атмо – воздух, сфера – шар. Воздух - это смесь газов. (кислород, углекислый газ, азот)
- Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.
- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.
Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и
космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в
специальных балонах.
- Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
- Чтоб это увидеть и доказать, мы должны отправимся в лабораторию. А как нам попасть в лабораторию? Мы отправимся в научное путешествие на воздушном шаре.
–Готовы?
Д. –ответ
–Надо сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре
Край родной мы пролетали.
Шар воздушный как земля,
Где живем и ты, и я!
–Вот мы и в лаборатории.
- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Д. – ответы
В. - Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты.
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем бахилы, шапочки.
- Готовы!
Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками.
В – Приглашаю вас в нашу лабораторию «Чудес», чтоб исследовать воздух.
- Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!
Опыт №1 «воздух внутри нас»
-Господа ученные, посмотрите чем украшена лаборатория?
Д. - шариками.
-Смотрите один шарик грустный, что надо сделать, что бы шарик стал веселым?
Д. - надуть.
-Господа ученные, скажите как из грустного шарика мы сделали веселый?
Д. - Надули шарик воздухом
.-А как он туда попал?
Д. - Через нас,через рот.
-Мы сделали первое открытие. Что мы узнали?
Вывод: Внутри нас есть воздух.
-Давайте проведем еще один опыт.
- Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что
происходит?
- Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.
Д. – Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух.
В – А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание. Долго человек может не дышать?
Д – Нет, без воздуха человек умрет.
В – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
В – А еще, какие пузыри мы можем пускать?
Д – Мыльные пузыри.
Опыт №2 «Игра с мыльными пузырями».
Давайте встанем возле своих столов и поиграем с мыльными пузырями.
Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров.
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей
1,2,3,4,5 ни за что их не поймать.
В. -Господа ученные, как вы думаете, почему пузыри летают?
Д. - Легкие, воздушные
- Что находится внутри мыльных пузырей?
Д. - Воздух.
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воспитатель предлагает присесть за столы.
- Господа ученные, а как воздух попадает внутрь человека?
Д. - Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем.
- Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 3 «Движение салфетки».
Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
- Что происходит с салфеткой?
Д. - Она движется, шевелится, качается.
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)
В. - Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?
Опыт №4 «Игра с веером».
Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете?
Д. - В лицо дует ветерок, прохладный ветерок.
- Как получается ветер?
Д. - Движется воздух.
-Господа ученные, где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор).
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Опыт №5 «Игра с дудочкой».
Воспитатель предлагает взять в руки дудочки и подуть в них.
- Что вы слышите?
Д. - Звук.
В. - Мы вдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт № 6Рисуем воздухом.
В. - Господа ученные, а вы знаете,что воздухом можно рисовать?
Д. - ответы.
В. - Это техника называется кляксография. Давайте попробуем?
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем.
-Берете кисточку, мокайте в воду, потом в краску и капайте на бумагу, это у вас получилась маленькая клякса! Кисть уберите в сторону. Теперь с помощью трубочки мы раздуваем кляксу и получаем узор, неповторимый.
Физкультминутка «Ветерок»
Вы любите слушать музыку? Ребята, я предлагаю послушать музыку и
поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
- Дети двигаются с лентами музыку.
В – все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.
Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и
объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.
1. Парусник в море
Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.
2. Шторм
Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.
3. Одуванчик
Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растением.
4. Лесной пожар
Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.
5. Ветряная мельница
Д – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.
В- молодцы, господа ученные.
Опыт №7 «Поймать воздух»
В. Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
В. - Нет, не видим.
В. -Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д. -Воздух невидимый, прозрачный.
В. - Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. (хлопаем руками, ловим
В. - Как же нам его поймать?
Д. - ответы.
В – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Д – В пакете ничего нет, он пустой.
В - Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д - пакет стал толстый. Он полон воздуха, на то он похож?
Д. - на подушку, кошку, шарик.
В- А вы видите воздух?
Д – нет (воздух он невидимый)
В – а вы видите свою руку?
Д – Да
В – значит какой воздух?
Д – воздух прозрачный.
В – пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким,
почему? (нет воздуха, вышел)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо
поймать и поместить в оболочку.
Опыт№8 «У воздуха нет формы»
В. -Господа ученные, посмотрите я беру лист бумаги сменаю ее и заталкиваю в стакан так, чтобы он не упал при переворачивании стакана. Погружаем его полностью в воду, держа его отверстием вниз. Достаем стакан и проверяем, намокла
Д. - Бумага в стакане осталась сухой.
В. - Вода не может заполнить стакан, потому что он уже заполнин воздухом. «Пустой» стакан полон воздухом.
Вывод: Воздух-не имеет размера и формы,но может заполнить любое пространство.
Опыт №9 воздух не имеет запаха.
(контейнер с апельсином)
В – А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д – нет
В-А теперь закройте глаза (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин)
Чем пахнет?
Д- Апельсинами.
В- Так воздух имеет запах или нет?
Д-Дети в замешательстве.
В-А чем пахнет в пекарне?
Д- Хлебом.
В-А в аптеке?
Д-Лекарствами
.В -:Воздух имеет свойство переносить запахи.
В – Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?
Д – Воздух бесцветный
В – Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?
Д – Воздух безвкусный.
В – Вдохните носом воздух. Какой у него запах?
Д – Воздух без запаха.
В – Какой вывод мы делаем?
Вывод:
Д – Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
В – Молодцы ребята.
Вам понравилось работать в лаборатории?
Опыт №10 «В почве есть воздух»
В. - господа ученные, берем стакан с водой и туда бросаем комочек почвы.
Что вы наблюдаете?
Из почвы выходят пузырьки воздуха
Вывод: В почве есть воздух, а если в почве есть воздух, значит там есть жизнь. Кто живет под землей (крот, червячки, полевая мышь, муравьи)
В – На этом наши исследования закончены и нам пора возвращаться назад в детский сад. Снимаем бахилы и шапочки, проходим к воздушному шару.
В. - Дети где мы сегодня были?
-Какие опыты проводили?
-А что вам больше понравилось?
В – Уважаемые господа ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».
Вручение медалей.