цаплина оксана
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательно- исследовательской деятельности «Тайны воздуха» в подготовительной к школе группе.
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах, воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Планируемый результат:
Воспитательный: Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Удивительные свойства воздуха“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Образовательный:
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
-способствовать формированию у детей познавательного интереса;
-обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Развивающий:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Практический: эксперименты, опыты.
Формы и методы организации совместной деятельности :
двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка.
коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы.
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки, стаканы, цветной картон, коктейльные трубочки, пластиковая бутылка, воздушный шарик, клеевой пистолет,поднос, дудочки, кружочки красного и зеленого цветов.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. Мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Которое нельзя увидеть глазами и потрогать руками, но прежде отгадайте мою загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Давайте попробуем с ним познакомиться. Скажите, где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте мы вместе проведём несколько опытов.
Воспитатель: скажите, ребята, -А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения). -А можно жить без воздуха? (ответы детей) -Почему? (ответы детей) -А где есть воздух? (везде). Ребята, мы с вами знаем, что воздух есть везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему просто необходим для жизни каждую секунду.
А давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? Сегодня перед вами стоит очень трудная задача: узнать, как воздух можно обнаружить и какими свойствами он обладает.
Приступим к нашему первому эксперименту: Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. -Как можно его обнаружить? (ответы) -А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать? Я возьму пакет и попробую поймать воздух. Закручу пакет. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет). А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Продолжим наши исследования. Ребята, давайте нальем в стакан воды и попробуем положить туда резиновую игрушку и вы посмотрите, что получилось. Игрушка не тонет, потому что в ней воздух.
Вывод: Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон.
Ребята, у меня есть для вас ещё что то интересное: Давайте возьмем себе по трубочке и подуем в нее на свою ладошку, что мы чувствуем? (ветер). Воспитатель: А что такое ветер? Дети: Это движение воздуха. Да, ребята, а какой бывает ветер? Он бывает сильный и слабый.
Сильный ветер может навредить человеку. Какой вред он может принести? А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Разносит семена, животным помогает охотиться.
И так, мы с вами выяснили, что ветер -это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем и встанем на физминутку: «Дует ветер с высоты»
(Только у нас ветерок тихий и спокойный)
Дует ветер с высоты Гнутся травы и цветы Вправо- влево, влево в право Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны). А давайте вместе Все попрыгаем на месте (прыжки). Выше! Веселей! Вот так! Переходим все на шаг. (ходьба на месте). Вот и кончилась игра, заниматься нам пора!
Воспитатель: давайте тихонечко присядем и проведем следующий эксперимент.
«Фонтан»
В бутылке проделываем отверстие и вставляем туда трубочку, вокруг отверстия заклеиваем пистолетом, чтобы вода не вытекала. В бутылку наливаем воду, уровень воды должен быть чуть выше отверстия, надуваем воздушный шарик и надеваем на бутылку. Вода выливается через трубочку. Вывод: воздух перемещается из шарика, давит на воздух внутри бутылки, вытесняя из нее воду, воде не хватает места и она пытается найти выход, так как в бутылке только одно отверстие, через него она и вытекает.
Наш следующий эксперимент будет заключаться в том, что мы будем слушать воздух. И это сделать очень просто, мы возьмем дудочку и подуем в нее, что мы слышим? Мелодию? Звук? Она играет. Это мы слышим как играет воздух.
Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.
Ребята, нам надо беречь воздух, ведь он необходим всему живому на Земле, без него нет жизни.
Вы все, ребята молодцы, были внимательны, проявили свою любознательность, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Спасибо!