Папки-передвижки

«Учить ребенка рассказывать». Консультация для педагогов

Арапова Татьяна Павловна
«Учить ребенка рассказывать». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

Конкретные задачи обучения определены «Программой воспитания в детском саду». В программе нет специального раздела об обучении рассказыванию в младших группах, так как с детьми этого возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу.

Публикация «„Учить ребенка рассказывать“, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. Пересказывать можно не только от первого лица, но и от третьего; также можно пересказывать только фрагмент произведения; и делать инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми). Каждое произведение должно учить чему – то полезному. Тексты подбирают, доступные по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера. Произведение следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Структура занятия по пересказу: (см. стр 64).

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение, какого – либо факта, события. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, для того чтобы донести главное до слушателя.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. В нем много точных определений, обстоятельств. Пример (средняя группа) : Это утенок кряк. Он желтенький, пушистый, глаза, как большие черные пуговицы. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк – кряк – кряк». Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говориться о назначении предмета или о действии с ним).

Сюжетный рассказ - это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким – нибудь героем. Вначале называется герой, иногда описание внешнего вида, затем завязка, после чего следует развязка.

В обучении рассказыванию применяются несколько приемов: образец рассказа – это краткое, живое описание какого – либо предмета или события, доступное детям для запоминания; план рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения; коллективное составление рассказа – используется в основном на первых ступенях обучения творческому рассказыванию; окончание детьми рассказа, начатого воспитателем.

Рассказы могут быть :

Рассказы – описания – где сравниваются предметы, сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Во время занятия сравниваемые предметы обязательно находятся перед глазами ребенка. Сначала дети должны определить различие между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к описанию сходных признаков. Обучение детей описанию предметов проводиться при прохождении каждой лексической темы, (см. стр 199 Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др).

Рассказы по серии сюжетных картинок – серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Приемы работы с сюжетными картинками: (см. стр 200 – 202).

Разучивание стихотворений – подбор стихотворений должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей. Методические указания к разучиванию стихотворений: (см. стр 204).

Работа с загадками.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой, на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т. е. на материале образов памяти, на третьих — придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Публикации по теме:

«Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Роль матери и отца в воспитании ребенка.» ПОДГОТОВИЛ : Воспитатель ЯЦКИНА МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА.

Как и когда начинать учить ребенка обращаться с финансами 4-6 лет. Откуда берутся деньги Отношение к деньгам закладывается у ребенка примерно в 5 лет - у кого-то раньше, у кого-то чуть позже. Так.

Консультация для педагогов: Игровая динамическая коррекция развития ребенка. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди множества детских.

Консультация для педагогов «Как рассказать родителям дошкольников, что такое игра в жизни ребенка» Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. Игра - неисчерпаемый источник радости для ребенка, она наполняет его жизнь.

Консультация для педагогов «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» Консультация для педагогов «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» Воспитатель: Афанасьева Е. Г «Самое.

Консультация для педагогов «Социально-эмоциональное благополучие ребенка» Консультация для педагогов Социально-эмоциональное благополучие ребенка На современном этапе поддержка разнообразия детства; сохранение.

Консультация для педагогов «Социальное развитие ребенка» В настоящее время проблема социального развития ребенка становится одной из самых актуальных. Педагоги, психологи и родители как никогда.

Консультация для педагогов «Учить понимать прекрасное — это важно!» «Получить в детстве начала эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Консультация для педагогов «Воспитание здорового образа жизни ребенка с детском саду» Консультация для педагогов "Воспитание здорового образа жизни ребенка с детском саду" Дошкольный возраст - это наилучшее время для формирования.

Консультация для педагогов «Уважение личности ребенка и родителей» Фундаментальным основанием взаимодействия педагога с родителями является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Учить ребенка рассказывать». Консультация для педагогов
Опубликовано: 17 января 2017 в 12:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Учить ребенка рассказывать». Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Арапова Татьяна Павловна (УИ 901249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД