Марина Смирнова
Консультация для педагогов «Как рассказать родителям дошкольников, что такое игра в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. Игра - неисчерпаемый источник радости для ребенка, она наполняет его жизнь глубоким смыслом и содержанием. От развития и характера игр ребенка во многом зависит его всестороннее развитие и умственная активность. Этой важнейшей теме следует уделить в работе с родителями особое внимание. Можно включить вопросы детской игры в повестку групповых родительских собраний. Более узкие, специфические для различных возрастов вопросы выносятся на консультации, обсуждаются в беседах. Тематика их может быть примерно такой : 1. Значение игры в жизни ребенка-дошкольника. 2. Создание условий в семье для развития творческих игр. 3. Дидактические игры и их значение для подготовки детей к школе. 4. Роль взрослых в развитии детской игры. 5. Игрушки-самоделки и их значение в развитии творческих способностей ребенка. 6. Роль игрушки в жизни и развитии ребенка и др.
Публикация «Консультация для педагогов „Как рассказать родителям дошкольников, что такое игра в жизни ребенка“» размещена в разделах
Родителям важно подчеркнуть, что игра для ребенка не пустая забава, а серьёзная, требующая иногда напряжения всех его умственных, нравственных и физических сил деятельность. Играя, ребенок развивается физически, умственно, в играх совершенствуются его нравственные качества, воспитывается эстетический вкус. В игре он познает окружающее, приобретает первые коллективные навыки, различные умения. Посоветуйте родителям повнимательнее приглядеться к играющим детям, и они легко убедятся, как многогранна и содержательна деятельность ребенка в процессе игры. Здесь уборка, стирка белья и мытье посуды, тщательное соблюдение «мамами» и «папами», «летчиками» и «врачами» правил этики взаимных отношений и т. д.
Принятие на себя различных ролей помогает ребенку учиться быть смелым и сильным духом, совершенствовать благородные поступки, быть вежливым и внимательным к окружающим, справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде. Игра способствует формированию умения подчинять своё поведение определенным правилам, требованиям игры, довести задуманное до конца, самостоятельно выбрать пути осуществления замысла.
Игровая форма не мешает ребенку осознавать серьезность выполняемой задачи. Воплощенная в игровом образе действительность воспринимается и интерпретируется детьми как реально существующая.
Игра занимает немаловажное место и в подготовке ребенка к школе. Общаясь в процессе игры друг с другом, дети учатся необходимому в школе качественному общению со сверстниками. Благополучное вхождение в новый школьный коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения в первых классах школы. Посоветуйте родителям всемерно поощрять общение детей в процессе разнообразных игр со сверстниками.
Обучающее и развивающее значение имеют дидактические игры. В этих играх совершенствуются движения, речь, развивается творческая фантазия, расширяются и уточняются представления об окружающей действительности. Особую значимость приобретают эти игры в индивидуальной работе и по преодолению различных затруднений в умственной деятельности отдельных детей. Поэтому особенно важно рекомендовать их тем родителям, дети которых нуждаются в дополнительном уточнении и закреплении знаний, полученных в детском саду, развития правильного звукопроизношения, обогащении словаря и т. д.
Для проведения дидактических игр в семье целесообразно использовать обычные предметы повседневного обихода: посуду, одежду, мебель, орудия труда. Родителям можно посоветовать для подбора дидактического материала использовать широкие возможности природы. Сбор такого природного материала хорошо организовать вместе с детьми.
Разнообразие подбора различных видов дидактических материалов будет зависеть от природного окружения, в котором живет семья. В сосновом бору это будут шишки, на берегу реки - речные ракушки и галька, а также овощи, фрукты, цветы и т. д.
Специального оборудования требуют любимые всеми детьми строительные игры. Поэтому очень важно, чтобы родители узнали об их значении и необходимости организации условий для проведения таких игр в семье.
Строительная игра – увлекательная творческая деятельность, основным содержанием которой является созидание. Претворяя в постройке свой замысел, ребенок уточняет и закрепляет знания об окружающей действительности. В строительных играх развивается находчивость, инициатива и самостоятельность, умение договариваться о путях осуществления задуманного, распределить роли, игрушки. Сам процесс строительства содержит в себе значительный познавательный элемент. Пользуясь различными материалами, дети учатся сопоставлять и сравнивать их по форме, размеру, цвету, соотносить величину всей постройки и ее частей. Строя, дети много двигаются. Совершенствуется координация движений, глазомер, мелкая мускулатура рук.
Особое значение имеют строительные игры при подготовке детей к школе. В процессе их ребенок учится планировать предстоящую деятельность, предвидеть ее результат, самостоятельно выбирать те или иные пути осуществления замысла, руководить и подчиняться общим требованиям, бережно относиться к материалам и пособиям.
Для организации строительных игр в семье, прежде всего, нужно достаточно просторное место, так как невозможность свободно расположиться, невозможность свободно разместить задуманную постройку мешает развитию игры, сковывает ребенка, ограничивает его замысел, творческую фантазию. Постройки детей следует сохранять в течение всей игры, даже если он длится не один день, так как осуществление замысла и часто сопутствующая строительству ролевая игра не всегда может завершиться в короткое время.
Строительный материал нужно размещать таким образом, чтобы дети самостоятельно, без помощи взрослых могли взять его в любое время.
Строительный материал может быть самый разнообразный, в зависимости от возможностей семьи: крупный, мелкий, разнообразной формы деревянные бруски, круглые и плоские палки, доски и т. д.
Обязательно напомните родителям систематически проверять состояние находящегося в пользовании ребенком материала. Поверхность его должна быть гладкой и чистой.
Неизменный спутник и необходимый атрибут игры – игрушка. О значении игрушки в жизни ребенка следует рассказать родителям. Может быть, посвятить этому вопросу специальную консультацию, тематическую выставку.
Игрушка – один из самых древних видов искусства. Это друг ребенка, она всегда главное действующее лицо в его играх и забавах. Роль игрушки в жизни детей велика и многогранна. Она входит в жизнь ребенка почти с первых дней и сопровождает его многие годы.
Предостерегите родителей от невнимательного отношения к чувствам, которые вызывают у детей игрушки. Иногда непонятная для нас, взрослых, любовь и нежная привязанность ребенка к уже старой неприглядной на вид игрушке является проявлением зарождающегося чувства верности и любви.
Игрушка - неисчерпаемый источник радости и веселья детей. Вместе с тем игрушка помогает ребенку приобретать новые знания, способствует формированию у него разнообразных навыков и умений, приучает к выполнению установленных норм поведения, правил взаимодействия с окружающими.
Особое место в жизни ребенка занимает игрушка-самоделка. Раскрывая перед родителями ее значение, хорошо организовать консультацию –практикум. Такое практическое занятие поможет родителям подготовить материал для изготовления с детьми игрушек-самоделок, заинтересовать их результатом работы, научить необходимым умениям и приемам обращения с различными пособиями.
Многие родители истолковывают стремление ребенка самому сделать игрушку тем, что якобы у него мало игрушек, и стараются приобрести их как можно больше. Это неверно. Мы часто наблюдаем, как дети, не обращая внимания на дорогую и красивую игрушку, с увлечением играют куклой, сделанной своими руками из тряпочек, и предпочитают мебель, самостоятельно сколоченную из дощечек, купленному гарнитуру.
Совместная работа по поделке игрушек-самоделок, разнообразных украшений на елку сближает детей и родителей, способствует влиянию взрослого на интересы и потребности детей. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы над игрушкой развитию у детей вкуса и общественно полезной деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме и т. д.
Наряду с играми детям необходимы забавы и развлечения. Мироощущение здорового ребенка дошкольного возраста характеризуется радостным восприятием жизни всего окружающего. Он всегда ищет и находит, чему порадоваться. Но не каждая забава полезна детям. Поэтому решающая роль в изобретении забав и развлечений должна принадлежать взрослым. Это прежде всего чудесные превращения в мире людей, вещей, животных, в которых детей особенно привлекают действующие персонажи. Именно поэтому так любимы детьми просмотры кинофильмов, спектаклей кукольного театра. Нужно научить родителей, как сделать досуг детей интересным и увлекательным. Для этого можно рекомендовать постановку небольших представлений, чтение по ролям рассказов, стихов. Можно сделать вместе с детьми кукольные персонажи народных сказок, декорации, фигурки для фланелеграфа, фигурки для экрана теневого театра, костюмы для детских карнавалов. Для детей 2-3 лет подойдут произведения русских народных сказок: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок». Для детей 3-4 года: русская народная сказка «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», произведения К. Чуковкого «Мойдодыр», «Краденое солнце», А. Барто «Девочка-ревушка» Для детей 4-5 лет: русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Два жадных медвежонка», «Колобок», К. Чуковский «Тараканище», «Айболит», Ш. Перро «Красная Шапочка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «багаж», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Для детей 5-6 лет: русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», С. Михалков «Дядя Степа», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк», В. Бианки «Хвосты», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Бармалей». Для детей 6-7 лет: Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», русская народная сказка в обработке Л. Толстого «Царевна-лягушка», русская народная сказка «Снегурочка», «Сивка-Бурка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В. Маяковский «Кем быть?», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», Н. Ершов «Конек-горбунок» В. Осеева «Волшебное слово», И. Крылов «Стрекоза и Муравей», М. Горький «Воробьишко», Квитко «Медведь в лесу»