Анастасия Назарова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Учимся, играем, речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе
«Учимся, играем, речь развиваем».
Цель:
- расширять представления детей о весне, ее признаках;
- упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к
существительным;
Обучающие задачи:
1. Закреплять знания детей о весенних изменениях живой и неживой природы, сезонных изменениях в жизни птиц и животных.
2. Называть весенние месяцы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Учимся, играем, речь развиваем“» размещена в разделах
1. Развитие связной речи.
2. Подробно отвечать на вопросы.
3. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных слов.
4. Развивать память, внимание
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и гуманное отношение к природе и окружающему миру.
Методические приемы:стихотворение-загадка, загадка, игры: «Доскажи словечко», «Признаки весны», «Образование новых слов», «Ассоциация», физкультминутка, игры: «Назови ласково», «Назови перелетных птиц», «Назови детеныша», составление рассказа.
Оборудование: Письмо с заданием, веточка вербы, листочки вербы, сюжетные картинки по теме, иллюстрации перелетных птиц, животных и их детенышей, первых цветов, весенняя картина, мяч.
Ход занятия
В-ль: - Ребята, у меня для вас сегодня интересное занятие; увлекательное и познавательное. Но к каждому занятию нужно подготовиться, настроиться. Давайте мы сейчас с вами встанем посвободнее.
Запоминает наша голова Важные поступки, умные слова Слушаем внимательно Смотрим обязательно Друг друга не перебиваем Для ответа руку поднимаем Знаний много получаем.
Вос-ль: А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение-загадку.
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну конечно не слониха
И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.
И ни кто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина,
Это значит, это значит тише всех пришла…. (весна)
В-ль: Молодцы! Так скажите мне пожалуйста какое у нас с вами сейчас время года? (весна).
В-ль: Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март,апрель, май.
В-ль: Молодцы! Весенние месяцы мы назвали.
В-ль: А какой сейчас месяц?
Дети: Апрель
В-ль: Правильно, молодцы!
Значит занятие наше будет какое? (весеннее). Ребята, художник написал замечательную весеннюю картину и я хотела вам ее показать, но она исчезла, а вместо нее появились интересные веточки. А рядом лежит письмо, написано детский сад. Сейчас я его вам прочту. Может поймем что случилось с нашей картиной.
Здравствуйте, Уважаемые ребята, пишет вам Весна. Я забрала вашу картину о весне и разделила ее на части. Мне очень хотелось знать, что вы знаете обо мне. Для того, чтобы найти все части картины, вам нужно найти подсказки и выполнить задания. Конверт далеко не уберайте,он волшебный.
В-ль: Задания выполним?
Присаживайтесь на стульчики.
В-ль:Первое задание, нам нужно назвать признаки и действия весны. Подбери слова. За каждый правильный ответ весна даст вам листочек, который нужно прикрепить к веточке.
В-ль:
- Весна бывает какая? (Теплая, дождливая, ранняя, поздняя)
- Солнце весной какое? (Яркое, высокое, теплое).
- Почки какие? (Зеленые, пахучие, липкие, маленькие).
-Небо весной какое? (Голубое, высокое, чистое).
-Травка какая? (зеленая, маленькая, мягкая)
Весной солнце что делает (греет)
Весной сосульки под солнцем что делают (тают, капают)
Весной ручьи (бегут, журчат)
Весной птицы. (возвращаются)
Весной лед на реке (тает)
Весной травка (зеленеет)
Вос-ль: Посмотрите, как зазеленело наше дерево, оно все покрылось листвой.
В конверте появляется часть картины.
В-ль: Дети посмотрите, а вот и первая картинка. Ребенок вешает первую картинку на доску.
Вос-ль: А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково». (садятся на стулья)
Солнце-солнышко, капля-капелька, ручей-ручеек, сосулька-сосулечка, трава-травушка, почка- почечка, дождь- дождичек, ветер-ветерок, лужа- лужица, скворец- скворушка,, цветок- цветочек.
В-ль: Молодцы! Справились и с этим заданием. Сразу настроение стало весенним.
В-ль:. «Игра наоборот», чтобы поиграть в игру «Наоборот» давайте встанем в круг.
- Я вам кидаю мяч, называю слово, а вы это слово называете наоборот.
- холодный (горячий, твердый (мягкий). Злой (добрый, северный (южный, чистый (грязный, темный (светлый, сильный (слабый, сухой (мокрый, Зимний (летний, .
В-ль: Отлично, молодцы!
Воспитатель достает из конверта следующую каринку, ребенок вешает ее на доску.
В-ль:А теперь давайте с вами отдохнем.
Физкультминутка.
Дети садятся на ковер
В-ль: Дети, а теперь следующее задание, будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
В-ль: (садятся на стульчики)А теперь дети сыграем в игру «Ассоциация». Представьте:
Солнышко такое желтое как (лимон, одуванчик, цыпленок)
Солнышко круглое как (мячик, апельсин)
Солнышко веселое как (песенка, клоун)
Солнышко яркое как (лампочка, фонарь)
Солнышко жаркое как (огонь, костер)
В-ль: Молодцы, хорошо умеете сравнивать!
В-ль смотрит в конверт, а там следующая картинка, ребенок и ее вешает на доску.
В-ль: ребята, в жизни человека, растений, животных и птиц весной тоже происходят изменения.
-Я сейчас загадаю загадку, когда отгадаете, то узнаете, какая птица открывает весну.
Загадка: Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица. (грач)
Почему в народе говорят грач открывает весну? (прилетает самый первый)
В-ль: А еще каких перелетных птиц вы знаете?
На столе перед детьми лежат картинки с изображением птиц перелетных и зимующих. Ребенку необходимо назвать перелетную птицу и показать соответствующую картинку (дети называют по картинкам)
В-ль: А как меняется жизнь у животных. У некоторых животных появляются детеныши, я буду называть вам животных, а вы мне скажите как называются детеныши этих животных и покажите картинку ( дети называют детенышей по иллюстрации: зайчата, медвежата, бельчата, волчата, лисята, ежата.)
В -ль: А на проталинах (проталина – это небольшой оттаявший от снега участок, чаще всего – вокруг деревьев) что появляется? (первоцветы)
В-ль: Правильно первоцветы.
Какие первоцветы вы знаете?
Дети называют первоцветы и показывают картинки (ландыш, подснежник, нарцисс, тюльпан и тд.)
В-ль: А что поменялось в нашей одежде с приходом весны?
В-ль:Молодцы про всех вспомнили и про животных, и про птиц. И про растения, и про себя не забыли.
В-ль достает часть картины, ребенок вешает ее на доску
В-ль: А еще вам весна подготовила следующее задание. Она прислала нам рассказа и просила найти в нем ошибки
Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи
В-ль: есть ошибки в рассказе? Какие?
В-ль: Ребята, мы с вами со всеми заданиями справились и собрали все части весенней картины. А теперь давайте составим рассказ о весне по этой картине.
Все что Весна нам задала мы выполнили. Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии? Что понравилось? А какие новые слова вы выучили? (проталины)
(Дети отвечают)
В-ль: Мне тоже ребята очень понравилось как мы с вами сегодня играли. Вы все молодцы, отвечали, не перебивали друг друга, слушали внимательно! Большое вам спасибо!