Злата Курманова
«Учи, играя!» Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение в форме игры должно быть не развлекательным, а интересным. Чем больше задействовано анализаторов: слух, зрение, движения, тактильные ощущения, тем эффективнее работа: я играю – слышу – вижу – произношу – действую – и в результате умею правильно говорить. Поэтому, в коррекционную работу с детьми необходимо включать разные техники, используя все анализаторы.
Предлагаю мастер-класс (игры и игровые задания, где прослеживается взаимосвязь всех анализаторов.
Формирование лексико-грамматических категорий языка
Публикация «„Учи, играя!“ Развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников в игре» размещена в разделах
Игра «Веселые поварята»
Задачи:
- расширять словарный запас;
- формировать навыки образования относительных прилагательных с существительными.
Оборудование:
Лист формата А4, в центре которого сюжетное изображение повара, справа и слева по три контурных изображения тарелок 5*7 см, в центре которых зафиксированы прозрачные мешочки с крупами.
Вариант 1. Логопед предлагает ребенку приготовить гречневую кашу. Воспитанник рассметривает крупы, выбирает гречневую крупу и рассказывает о том, как это можно сделать.
Вариант 2. Логопед показывает крупу, а ребенок самостоятельно рассказывает, что он может приготовить из этой крупы.
Игра «Ателье»
Задачи:
- расширять словарный запас;
- учиться образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование:
15 карточек размером 10*15 см с трафаретным изображением предметов одежды, 15 карточек 10*15 см с образцами различных видов тканей.
Вариант 1. Логопед предлагает детям превратиться в модельеров и «сшить» одежду для клиентов. Например, заказ дан на пошив брюк из разных материалов.
Дети выбирают ткани, кладут трафаретное изображение на них и рассказывают, какик брюки они «сошьют».
Вариант 2. Логопед предлагает «сшить» одежду из определенного материала (бархат, ситец). Дети кладут трафаретные изображения на ткань и говорят, какая одежда получится (бархатные брюки, ситцевое платье).
Игра «Каждой ткани свое место»
Задачи:
- расширять словарный запас;
- учит различать и правильно употреблять понятия «повесить», «положить», «поставить»; употреблять предлоги «в», «из»; правильно образовывать и употреблять падежные окончания: в. п., ед. ч., р. п., ед. ч.
Оборудование:
Лист цветного картона формата А4, в левой стороне которого изображен открытый шкаф размером 17*18 см.
В шкафу на месте полок пришиты 3 прозрачные полоски-кармана 2*10 см (верхняя, средняя и нижняя полки). С правой стороны от шкафа, в горизонтальном положении друг над другом пришиты 3 прозрачные полоски-кармана, на которых расставлены картинки – изображения предметов одежды, обуви и головных уборов.
Логопед предлагает ребенку навести порядок в шкафу: головные уборы положить на верхнюю полку, одежду повесить на вешалки, а обувь поставить на нижнюю полку. Все игровые действия сопровождаются комментарием: «Я возьму синие сапоги и поставлю на нижнюю полку».
Все игры доставляют огромную радость ребенку, развивая и обогащая словарь!
Играйте, творите, фантазируйте с удовольствием!