Елена Мелещенко
Игра-путешествие по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый»
▼ Скачать + Заказать документы
игра-путешествие по сказкам А. С. Пушкина
Задачи организации художественно-эстетической деятельности:
• Познакомить с творчеством русского поэта А. С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.
• Вызывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на поэтические и музыкальные произведения.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Пушкин, Александр Сергеевич
- «У Лукоморья дуб зеленый», отрывок из поэмы
- Темочки
• Развивать способность к творческому перевоплощению, фантазию и способность к импровизации при восприятии музыкальных произведений.
Материалы и оборудование: портрет А. С. Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», портрет художника-иллюстратора В. Конашевича. Запись музыкальных произведений «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, музыкальный фрагмент из симфонической картины «Три чуда. Белочка» Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане», музыкальный фрагмент из симфонической картины «Три чуда. Богатыри» Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане», музыкальный фрагмент из симфонической картины «Три чуда. Царевна-лебедь» Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент симфонии № 2 «Богатырская» А. П. Бородина, «Танец золотых рыбок» из балета «Конёк-горбунок» Р. Щедрина, «Скерцино» из балета «Конёк-горбунок» Р. Щедрина.
Содержание художественно-эстетической деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю побывать в гостях у сказки. И не одной, а у многих сказок, сочиненных много лет назад великим русским поэтом А. С. Пушкиным. Когда Пушкин был маленьким, его няня, Арина Родионовна рассказывала ему много русских народных сказок, и любовь к ним пронес он в сердце через всю свою жизнь. «Что за прелесть эти сказки!» - говорил Пушкин. И когда вырос, стал сочинять их сам.
А вы знаете, где живут сказки Пушкина?
Дети: На Лукоморье.
Воспитатель: Хотите отправиться к ним в гости?
Тогда поспешим туда.
На экране транслируется иллюстрация В. Конашевича к сказке «Руслан и Людмила»
Воспитатель: У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
На экране транслируется изображение кота, все дети внимательно его слушают.
Кот: И для кого только я дуб стерегу? Эх, кабы забрел кто-либо в наше лукоморье, рассказал бы я им многое! Ну, наконец-то! (обращает внимание на детей) Здравствуйте! Послушайте сказки мои, вам понравится!
Кот: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Звучит «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского,
Выходят три девочки в русских народных костюмах.
1 девица: Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 девица: Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3 девица: Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Кот: Вот так сказка начинается!
На экране транслируется иллюстрация В. Конашевича к сказке «Сказка
о царе Салтане»
Кот: Белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе.
Звучит музыкальный фрагмент из симфонической картины «Три чуда. Белочка» Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане», дети оркеструют музыкальное произведение. На экране транслируется иллюстрация В. Конашевича к сказке «Руслан и Людмила»
Кот: Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Звучит музыкальный фрагмент из симфонической картины «Три чуда. Богатыри» Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане», выходят мальчики-витязи, приложив руку к глазам смотрят вправо, влево, как в дозоре.
1 Витязь: Прислал нас дядька Черномор,
не нужна ли вам помощь наша?
Кот: Да нет, спасибо. А остальные где?
2Витязь: В дозоре остров охраняют.
3Витязь: А ну-ка, ребятушки, покажем нашу силу молодецкую!
Звучит фрагмент симфонии № 2 «Богатырская» А. П. Бородина, витязи показывают свое боевое искусство.
Кот: А третье чудо было такое:
Прослышал князь Гвидон, что есть на свете красавица.
Звучит музыкальный фрагмент из симфонической картины «Три чуда. Царевна-лебедь» Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане», появляется девочка-лебедь, импровизирует танцевальные движения. Навстречу выходит князь Гвидон.
Гвидон: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Лебедь: Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица,
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта - я.
На экране транслируется иллюстрация В. Конашевича к сказке " Сказка о золотой рыбке"
Кот: А это из какой сказки?
Дети: Про золотую рыбку.
Выходят Старик, Старуха и Золотая Рыбка. [b]Звучит «Танец золотых рыбок» из балета «Конёк-горбунок» Р. Щедрина, рыбка импровизирует танцевальные движения. [/b]
Старуха: Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
Хочу быть вольною царицей.
Старик: Стал я кликать золотую рыбку.
Приплыла ко мне рыбка, спросила.
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Старик: Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой.
Хочет быть волною царицей!
Рыбка: Не печалься, ступай себе с богом!
Будет твоя старуха царицей.
Старик и Золотая рыбка уходят.
На экране транслируется иллюстрация В. Конашевича к сказке "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Выходит Старуха, перевоплотившаяся в Царицу, и начинает собой любоваться.
Царица: Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль, на свете, всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты конечно, спору нет;
Ты, царевна, всех милее
И румяней и белее.
Звучит «Скерцино» из балета «Конёк-горбунок» Р. Щедрина, царица вертится, красуется перед зеркалом. Снова обращается к зеркалу:
Царица: Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль, на свете, всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
Зеркало: Ты конечно, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Царевна: Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Где тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?
Зеркальце в ответ: А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.
Царица бросает зеркало и уходит. Появляется кот.
Кот: Ребята понравилось ли вам у нас в Лукоморье?
С героями каких сказок вы сегодня встретились? Кто написал все эти
замечательные сказки?
Воспитатель: Чтобы книга привлекала читателей, художники-иллюстраторы рисуют яркие картины к сказкам. Посмотрите, как представил героев сказок Пушкина художник В. Конашевич. Я вам предлагаю окунуться в мир сказок и нарисовать свою иллюстрацию к любой из сказок А. С. Пушкина. Может быть, вы нарисуете белочку, которая грызет орешки, а может быть витязей, которые выходят из морской пучины. Возьмите на столах всё, что вам необходимо для рисования и приступайте к творчеству.
Дети под музыку рисуют иллюстрации по сказкам Пушкина и дарят их
коту. Кот благодарит детей за рисунки, дарит детям леденцы «Петушок»
прощается и уходит.