Елена Бухтоярова
Урок русского языка во 2 классе «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Цель: повторить способы обозначения мягкости и твёрдости согласныхзвуков на письме;
развивать умения наблюдать за произношением согласных звуков;
учить анализировать звуко-буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные звуки;
развивать речевой слух учащихся;
Темочки:
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
I. Мотивацияучебной деятельности
- Ребята, какой самый любимый праздник детей и взрослых к нам приближается?
Ответы детей: Новый год.
- А какой же Новый год без ёлочки? Сегодня мы будем её наряжать. Вот коробка с шарами, и, чтобы повесить шар, нужно будет выполнить определённое задание.
II.Формулировка темы и цели урока.
- А помогать нам будут сегодня два снеговика Тим и Том.
Вслушайтесь внимательно, какой первый звук слышится в имени Тим? Какой это звук? (твёрдый или мягкий) Ответы детей: мягкий.
- И сам Тим такой же мягкий, он любит тефтели, мёд и рисует только кисточкой.
- А какой звук слышится в имени Том? Ответы детей (твёрдый)
- И Том такой же твёрдый, он любит томатный сок, носит пальто, пускает мыльные пузыри.
- Ребята, почему у Тима зелёный шарфик, а у Тома – синий?
Ответы детей: мы обозначаем мягкие согласные звуки зелёным, а синим – твёрдые.
- Я думаю, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
Ответы детей: различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Тема нашего урока «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
III. Актуализация знаний
Минутка чистописания
- Ребята, сейчас прекрасное время года – зима. И к нам в класс прилетели снежинки. На каждой – находится буквы. Как их можно назвать?
Ответы детей: буквы, обозначающие гласные звуки.
- А сколько таких букв в русском языке? Ответы детей: 10.
- Запишите эти буквы по одной в две строки: в первую – буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во вторую – на твёрдость согласных.
- Запишите их так же красиво, как мороз рисует узоры на окне.
- Сегодня эти буквы наши помощники на протяжении всего урока.
- Какие буквы вы записали в первую строку? (Е, Ё Ю, Я, И)
- А какие – во вторую? (А, О, У, Э, Ы)
- Одно задание мы выполнили и можем повесить шарик на ёлку.
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Твёрдый и мягкий звуки»
- Я вам диктую слова, а вы их будете раздавать снеговикам: в первый столбик – Тиму (эти слова будут начинаться на мягкий согласный, а во второй – Тому (слова будут начинаться на твёрдый согласный).
Тим Том
Лиса Собака
Медведь Капуста
Девочка Ворона
Петух Дом
- С этим заданием мы справились и можем повесить второй шарик на ёлку.
2. Работа с деформированным предложением
лисы, В, спина, снегу, рыжая, мелькнула.
- Можно ли эту запись назвать предложением? (нет, это набор слов, а предложение
выражает законченную мысль)
- Вот и составьте из этих слов предложение.
- Какое это предложение по цели высказывания?
- А по интонации?
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Какое это предложение: распространённое или нераспространённое?
- Устно установите связь слов в предложении.
- Найдите слова с орфограммой «Правописание безударных гласных» (лисы, спина, снегу, мелькнула)
- Как мы можем проверить их написание?
3. Музыкальная физминутка.
4. Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 120 и прочитайте тему урока.
Упр. 192 (Устное выполнение)
- Какие звуки «живут» в этих домиках? (Согласные)
- Прочитайте все звуки.
- Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твёрдые и непарные мягкие
согласные звуки)
- Назовите их.
Упр. 193 (Устное выполнение)
- Прочитайте все задания, сделайте вывод: как узнать, твёрдый звук или мягкий?
(Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков)
- Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твёрдые – мягкие согласные ему не
подчиняются)
- Мы справились с ещё одним заданием и дальше украшаем лесную красавицу.
5. Дифференцированная работа в группах
- А следующий шарик у нас - волшебный.
- «Говорят под Новый год, что не пожелается,
Всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается».
- Я вам предлагаю закрыть глаза, лечь на парту и загадать желание.
(Учитель в это время раскладывает на парты по группам картинки (мандарины, снеговики, снежинки).
- У кого на парте оказался снеговик, выполняют такое задание: записать слова в алфавитном порядке и вставить пропущенные буквы.
- У кого на парте оказались мандаринки – работают со звуковыми схемами (звуки записать буквами). Найти и подчеркнуть слово, в котором звуков больше, чем букв (Юля)
- У кого снежинки – работаем все вместе: к слову зима подбираем родственные слова и подбираем формы к словуснег.
- Чем эти задания отличаются?
- А теперь проверяем задания «Снеговиков» и «Мандаринок».
(Вешаем шарик на ёлку)
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Впоймай звук»
- А сейчас мы узнаем, как вы на слух различаете твёрдые и мягкие согласные.
- Если вы слышите в конце слова мягкий звук – то поднимаете руки вверх, а если твёрдый – в стороны. (Сыр, тюлень, рысь, дом, моль, тень, пенал, карандаш, день, двор)
(Вешаем шарик на ёлку)
2. Графический диктант
- Я читаю слово, если вы слышите первый звук мягкий, то пишите букву М, а если твёрдый звук –Т : дятел, дупло, перец, кино, лень, дерево, пантера, кот, липа, ложка, комар (М, Т, М, М, М, М, Т, Т, М, Т, Т)
(Вешаем шарик на ёлку)
VI. Рефлексия
- Что на уроке вам понравилось?
- Какая работа показалась сложной?
VII. Итог урока
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Какие буквы указывают на мягкость согласных, а какие на твёрдость?
- Назовите непарные твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают слог, а когда – мягкость согласного и гласный звук?
- Мы справились и задачами урока, повторили изученный материал и украсили нашу ёлку, чтобы снеговикам было веселей праздновать Новый год.
VII. Оценивание учащихся
Д/З
Выполнить упр. 196 на стр. 121.