Приложение МААМ

Урок русского языка во 2 классе «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Елена Бухтоярова
Урок русского языка во 2 классе «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель: повторить способы обозначения мягкости и твёрдости согласныхзвуков на письме;

развивать умения наблюдать за произношением согласных звуков;

учить анализировать звуко-буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твёрдости и мягкости согласные звуки;

развивать речевой слух учащихся;

Темочки:

воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Мотивацияучебной деятельности

- Ребята, какой самый любимый праздник детей и взрослых к нам приближается?

Ответы детей: Новый год.

- А какой же Новый год без ёлочки? Сегодня мы будем её наряжать. Вот коробка с шарами, и, чтобы повесить шар, нужно будет выполнить определённое задание.

II.Формулировка темы и цели урока.

- А помогать нам будут сегодня два снеговика Тим и Том.

Вслушайтесь внимательно, какой первый звук слышится в имени Тим? Какой это звук? (твёрдый или мягкий) Ответы детей: мягкий.

- И сам Тим такой же мягкий, он любит тефтели, мёд и рисует только кисточкой.

- А какой звук слышится в имени Том? Ответы детей (твёрдый)

- И Том такой же твёрдый, он любит томатный сок, носит пальто, пускает мыльные пузыри.

- Ребята, почему у Тима зелёный шарфик, а у Тома – синий?

Ответы детей: мы обозначаем мягкие согласные звуки зелёным, а синим – твёрдые.

- Я думаю, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

Ответы детей: различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Тема нашего урока «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

III. Актуализация знаний

Минутка чистописания

- Ребята, сейчас прекрасное время года – зима. И к нам в класс прилетели снежинки. На каждой – находится буквы. Как их можно назвать?

Ответы детей: буквы, обозначающие гласные звуки.

- А сколько таких букв в русском языке? Ответы детей: 10.

- Запишите эти буквы по одной в две строки: в первую – буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во вторую – на твёрдость согласных.

- Запишите их так же красиво, как мороз рисует узоры на окне.

- Сегодня эти буквы наши помощники на протяжении всего урока.

- Какие буквы вы записали в первую строку? (Е, Ё Ю, Я, И)

- А какие – во вторую? (А, О, У, Э, Ы)

- Одно задание мы выполнили и можем повесить шарик на ёлку.

IV. Работа по теме урока

1. Игра «Твёрдый и мягкий звуки»

- Я вам диктую слова, а вы их будете раздавать снеговикам: в первый столбик – Тиму (эти слова будут начинаться на мягкий согласный, а во второй – Тому (слова будут начинаться на твёрдый согласный).

Тим Том

Лиса Собака

Медведь Капуста

Девочка Ворона

Петух Дом

- С этим заданием мы справились и можем повесить второй шарик на ёлку.

2. Работа с деформированным предложением

лисы, В, спина, снегу, рыжая, мелькнула.

- Можно ли эту запись назвать предложением? (нет, это набор слов, а предложение

выражает законченную мысль)

- Вот и составьте из этих слов предложение.

- Какое это предложение по цели высказывания?

- А по интонации?

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Какое это предложение: распространённое или нераспространённое?

- Устно установите связь слов в предложении.

- Найдите слова с орфограммой «Правописание безударных гласных» (лисы, спина, снегу, мелькнула)

- Как мы можем проверить их написание?

3. Музыкальная физминутка.

4. Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 120 и прочитайте тему урока.

Упр. 192 (Устное выполнение)

- Какие звуки «живут» в этих домиках? (Согласные)

- Прочитайте все звуки.

- Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твёрдые и непарные мягкие

согласные звуки)

- Назовите их.

Упр. 193 (Устное выполнение)

- Прочитайте все задания, сделайте вывод: как узнать, твёрдый звук или мягкий?

(Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков)

- Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твёрдые – мягкие согласные ему не

подчиняются)

- Мы справились с ещё одним заданием и дальше украшаем лесную красавицу.

5. Дифференцированная работа в группах

- А следующий шарик у нас - волшебный.

- «Говорят под Новый год, что не пожелается,

Всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается».

- Я вам предлагаю закрыть глаза, лечь на парту и загадать желание.

(Учитель в это время раскладывает на парты по группам картинки (мандарины, снеговики, снежинки).

- У кого на парте оказался снеговик, выполняют такое задание: записать слова в алфавитном порядке и вставить пропущенные буквы.

- У кого на парте оказались мандаринки – работают со звуковыми схемами (звуки записать буквами). Найти и подчеркнуть слово, в котором звуков больше, чем букв (Юля)

- У кого снежинки – работаем все вместе: к слову зима подбираем родственные слова и подбираем формы к словуснег.

- Чем эти задания отличаются?

- А теперь проверяем задания «Снеговиков» и «Мандаринок».

(Вешаем шарик на ёлку)

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «Впоймай звук»

- А сейчас мы узнаем, как вы на слух различаете твёрдые и мягкие согласные.

- Если вы слышите в конце слова мягкий звук – то поднимаете руки вверх, а если твёрдый – в стороны. (Сыр, тюлень, рысь, дом, моль, тень, пенал, карандаш, день, двор)

(Вешаем шарик на ёлку)

2. Графический диктант

- Я читаю слово, если вы слышите первый звук мягкий, то пишите букву М, а если твёрдый звук –Т : дятел, дупло, перец, кино, лень, дерево, пантера, кот, липа, ложка, комар (М, Т, М, М, М, М, Т, Т, М, Т, Т)

(Вешаем шарик на ёлку)

VI. Рефлексия

- Что на уроке вам понравилось?

- Какая работа показалась сложной?

VII. Итог урока

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

- Какие буквы указывают на мягкость согласных, а какие на твёрдость?

- Назовите непарные твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают слог, а когда – мягкость согласного и гласный звук?

- Мы справились и задачами урока, повторили изученный материал и украсили нашу ёлку, чтобы снеговикам было веселей праздновать Новый год.

VII. Оценивание учащихся

Д/З

Выполнить упр. 196 на стр. 121.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звук [М’]. Мягкие и твёрдые согласные» в старшей группе Цель: изучение звука [М’]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»,.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Твёрдые и мягкие согласные» Задачи: • формирование представлений о твёрдых согласных звуках; • развитие навыка правильного произношения и обозначения твёрдых согласных;.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка во 2 классе «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Опубликовано: 2 июня 2024 в 17:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка во 2 классе «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бухтоярова (УИ 3425097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД