ольга максимовских
Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С. Л. Новоселова)
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Отражение принципов построения ППРС в пространственной среде группы :
1. Насыщенность среды :
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе (соответствие ООП ДО)
Детская мебель (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, маты, мягкие модули, маркеры, ширмы, переносные палатки, полифункциональных предметы интерьера группы (отсутствие жёсткого крепления, колёса с ограничителями) природные материалы, предметы-заместители, дополнительный материал для преобразования среды (ткань, коробки, природные материалы)
2. Трансформируемость пространства :
От образовательной ситуации, изменяющихся интересов детей, возможностей детей
3. Вариативность среды :
Наличие различных пространств (общение и познание - движение-уединение,
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения: периодическую сменяемость игрового материала и свободный выбор
Появление новых предметов (мини-музеи, коллекционирование, выставки необычных вещей, продукты детской деятельности)
4. Доступность среды :
Доступность (для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность,
свободный доступ (игры, игрушки, пособия, обеспечивающим все виды детской активности,
интерактивное взаимодействие детей и взрослых (использование холлов для интерактивных проектов, выставок, детского творчества)
5. Безопасность среды :
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Сертифицированность и декларации соответствия
6. Индивидуализация:
Наличие постоянных пособий: «Мои успехи» - каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки, «Моя любимая книга» - размещение фотографии ребенка и его любимой книги, иллюстрации к книге; «Уголок именинника» - функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения
Наличие сменяющихся пособий «Моя коллекция» (отражение партнерства «Наша коллекция», «Персональная выставка», «Фотовернисаж» - отражение интересов ребенка, поддерживаемых воспитывающими взрослыми, специалистами дополнительного образования и традициями семьи.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.