Наталья Симонова
Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ
В современной системе образования РФ – дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная развивающая среда.
Публикация «Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда - это «…система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (по С. Н. Новосёловой)
Развивающая среда должна обеспечивать :
- Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения (группы, участка, зала, кабинета);
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- Наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, для одновременного включения в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, тем самым эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его наклонностей, интересов, уровня активности.
Роль образовательного учреждения в создании предметно-пространственной среды, на наш взгляд, заключается в:
1. Правильном её моделировании;
2. Полноценном насыщении в соответствии с возрастными особенностями детей;
3. Системном, планомерном и комплексном её использовании.
Системно-комплексному подходу в использовании развивающей среды уделяется нами особое внимание, что отражено в календарно-тематическом планировании (см. раздаточный материал, в соответствии с которым выстраивают свою деятельность, как воспитатели групп, так и специалисты детского сада (инструктор по физической культуре, музыкальный работник, педагог-психолог).
Приведу пример такого подхода на примере организации занятий. Так в ноябрьском блоке «С чего начинается Родина?» тема занятий «Наши домашние любимцы» последовательно раскрывалась педагогами во всех образовательных областях:
1. Познавательное развитие. Тема: «Наши любимцы»
2. Изодеятельность. Тема:«Разноцветные клубочки для киски»
3. Лепка. Тема: «Миска большая и маленькая»
4. Развитие речи. Тема: Рассматривание картины «Кошка и котята»
5. Физо. Тема: «Кот и мыши», утренняя гимнастика «Щенячий патруль»
6. Музо. Тема: «Как Бобик с муркой подружился»
Кабинет психологической разгрузки «Мама кошка и котята»
Как видно, заданную тему раскрывали на занятиях, как воспитатели групп, так и специалисты, что позволило максимально задействовать предметно-пространственную развивающую среду учреждения, в том числе и кабинета психологической разгрузки.
Наши детишки превратившись в котяток и преодолев сенсорную тропу, с удовольствием играли лапками-пальчиками, учились распознавать эмоции (радость, страх, злость, ласкали себя мягкими лапками, воображая себя кошечками имитировали движения и повадки, прятались от мамы-кошки в сухом дождике и ловили солнечных зайчиков, а потом отдыхали под звуки колыбельной музыки.
На занятии в сенсорной комнате решались задачи:
1. Развивать навыки социального взаимодействия и способствовать формированию дружеских взаимоотношений;
2. Создавать условия для снятия психоэмоционального напряжения и преодоления коммуникативных барьеров;
3. Продолжать учить распознавать и подражательно воспроизводить эмоции: радость, испуг, гнев;
4. Побуждать детей выразительному исполнению образных движений;
И использовалось следующее оборудование: световые приборы (цветодинамический проектор и световая пушка, настенное зеркало, зеркальный шар, волшебный шнур, сухой дождь, компьютер с динамиками, сенсорная дорожка, музыкальная композиция (колыбельная, маски кошки и лапки-рукавички на каждого ребёнка и педагога.
Наш опыт работы позволил сделать однозначный вывод: правильно организованная предметно-пространственная среда при системном, комплексном подходе, выполняет образовательную, воспитывающую, коммуникативную функции и стимулирует детей на самостоятельное и самодеятельное её использование.