Ирина Дедова
Творческие методы и приемы ознакомления старших дошкольников с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
«Творческие методы и приемы ознакомления старших дошкольников с художественной литературой».
Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
В рассказах дети познают лаконичность и точность слова;
в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;
народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Темочки:
Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.
В ходе реализации используются методы и приёмы ознакомления с художественной литературой, которые представлены НА СЛАЙДЕ 2
Рисование по сказкам.
(Слайд 3)
После прочтения сказки, ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли.
Коллаж из сказок.
(Слайд 4)
«Коллаж из сказок» (этот метод развивает фантазию, ломает стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства).
- придумывание новой сказки на основе известных
-знакомые герои в новых обстоятельствах
-сказки от стишка
-спасательные ситуации
Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации.. Неожиданно на столе появилась толстая книжка со сказками, в которой все страницы перепутались, а герои выпрыгнули на один большой лист. Дальше началась творческая совместная работа ребят.
Моделирование.
(Слайд 5, 6, 7)
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
1. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к чтению. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
3. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Существует три вида моделирования сказки:
• Сериационный вид: подбор заместителей героев- геометрических фигурок разного цвета и величины для составления сказки;
• Двигательный вид: использование геометрических фигурок одинакового цвета, но разной формы и величины для обыгрывания сказки с продвижением по сюжету;
• Временно-пространственный: более сложный вид, где учитывается не наглядный, а пространственный признак характера персонажа - добрый, светлый образ отражается светлыми тонами заместителей, отрицательный - темными, вводится использование символики.
Этот прием позволяет развивать у детей фантазию, творчество, они так любят сочинять новые сказки.
Разминка: «Шуточная реклама».
(Слайд 8)
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения.
«Чей предмет?»
(Слайд 9)
Сегодня мы с вами проведём сказочную викторину “В гостях у сказки”.
Вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у сказочных героев.
«Узнай произведение по предметам».
(Слайд 10)
Викторины
Определите название и автора произведения по отрывку.
(Слайд 13)
Произнесите фразу с разной эмоциональной окраской:
(Слайд 14)
«Подбери пословицу к произведению»
(Слайд 15)
Конкурс пародистов.
(Слайд 16, 17, 18)
Выбирается по два человека от команды, которые должны произнести предложенные фразы, подражая тембру голоса героя.
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.
Марк Цицерон
Спасибо за внимание, творческих успехов вам!