Юлия Чаплина
Консультация «Творческие игры по ИЗО в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Художественно-творческие дидактические игры используются как средство развития творческой активности детей – это игры с готовыми правилами. Они направлены на освоение конкретных художественных умений и навыков, на получение новых знаний о средствах художественной выразительности и способах применения их в произведениях искусства. По форме дидактические игры могут быть упражнениями, тренингами, лото, викторинами, разрезными картинками и др. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем незаметнее ее дидактическая цель, так как оперировать вложенными в игру знаниями дошкольник учится охотно, без принуждения, стремясь победить в игре.
Публикация «Консультация „Творческие игры по ИЗО в детском саду“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Творческие игры – развивают творческие способности и воображение. Могут проводиться как сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, как перформансы и другие игры без четкого сценария, допускающие импровизацию.
Предметные игры включают манипуляции с народными глиняными и деревянными игрушками, произведениями декоративного искусства, объектами дизайна и многими другими предметами (ленты, бусы, ткани, пуговицы, мячи, кубики, вазы и др.). Через предметы дети познают форму, цвет, объем, пропорции, материал, фактуру и т. п.
Конструктивные игры развивают дизайнерское мышление. Учащиеся осваивают процесс проектирования, созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, проявлять смекалку в решении творческих задач, критически оценивать полученные результаты. При этом художественно-творческая активность вызывает активность познавательную.
Игры путешествия. Они носят характер исторических, искусствоведческих и краеведческих «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, репродукциям, открыткам, фотографиям и другим документам. Путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: художника, экскурсовода, народного мастера, продавца и т. д. Учащиеся выполняют наброски и зарисовки, изготавливают изделия в традициях народных художественных промыслов, выполняют проекты, собирают разнообразный материал познавательного характера. Эти игры активно развивают воображение и художественное творчество.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. В качестве форм таких игр можно применять разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они могут быть составлены с целью развития у детей наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета, формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, для изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.
Существенное значение использования игры на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций позволяет усилить увлекательность для ребенка изобразительной деятельности, создает благоприятный для проявления творческой активности эмоциональный тонус в жизни детей, стимулирует проявление ими своих творческих способностей. Игра всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, развивают мысленную деятельность ребенка, его воображение, фантазию.
Как совершенно справедливо отмечено в ряде исследований (Н. П. Аникеева, Н. Н. Богомолова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Д. Эльконин и др., художественно-творческие дидактические игры положительно влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции синтеза, анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. д. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В специально разработанных играх для ИЗО дети также знакомятся с основами художественного изображения (цвет, объем, светотень, форма, конструкция, пропорции, симметрия, ритм, пространство, композиция и др., что способствует интенсивному формированию наблюдательности, зрительной памяти, глазомера, чувства цвета и др.
Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют воображение и фантазию, активизируют эмоциональную сферу, способствуют их общему развитию через изобразительное творчество.
Опыт показывает, что педагог получает творческие результаты лишь в том случае, если находит адекватные возрасту формы и методы работы, создает атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа, а также создает у детей чувство психологической защищенности. Большое значение имеют дидактические игры. Они должны быть направлены на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих; учить «читать» настроение людей по их мимике, выражению лица. Помочь в этом могут различного рода игры: занятия с привлечением слайдов, репродукций, а так же с использованием театральных упражнений.
Детям старшего возраста нравится игра «Нарисуй лицо», заданием которой является нарисовать лицо улыбающееся, печальное, сердитое, удивленное. Цель задания заключается в том, чтобы в обобщенном виде, буквально несколькими штрихами, выразить переживаемые человеком эмоции. Естественно, вначале педагогу следует поговорить с детьми (наглядно продемонстрировать) о том, как меняются черты лица при разных эмоциональных состояниях.
Интересно проходит игра «Отгадай настроение друга». Дети показывают друг другу мимикой свое настроение. Чем они старше, тем шире диапазон эмоциональных настроений, которые способны передать. Такой опыт поможет детям при рассматривании и описании портретов.
Работая над темой «Пейзаж» не забудьте о прогулках в саду, в парке, в лесу. Осенью обратите внимание на красоту падающих листьев, на разноцветный ковер под ногами, на плавный полет падающих листьев, на их стремительный полет при порывах ветра. Послушайте шорох листьев под ногами, как шелестит листва на деревьях. Поиграйте в игру «Если был бы я листочком». Пусть дети расскажут, о чем могут «говорить» нам опавшие листья или шелестящая листва. Или «Кто больше увидит в одном облаке разных изображений», или «На что похожа туча», или «Кто больше подберет эпитетов к туче, облаку, солнцу».
В целях развития цветового видения можно использовать упражнения на различие оттенков, знакомство с холодными и теплыми, основными, составными и нейтральными (ахроматическими) цветами, используя игры с разноцветными лоскутками. Предложите детям сравнить два оттенка (светлый и темный) и определить особенности цвета. Можно подобрать цветной фон под игрушки и статуэтки, определив, какие цвета «дружат», а какие «ссорятся». Обратите внимание на взаимодействие цветов: один цвет на фоне другого может быть не виден (потеряться, а может и «заиграть». Положите для этого ярко-красный цветок на синий, зеленый и ярко-желтый фон. Отметить, что на синем цветок теряет свою яркость, на зеленом становится ярким, а сочетание красного с желтым - плохо совместимо. Или предложите детям выбрать лоскутки, цвет которых напоминает лето, радость, восторг и тому подобное. Или выбрать лоскуты, цвет которых кажется теплым или холодным (напоминает теплое солнышко, летний день, цветущую поляну и холодную зиму, снег).
Очень любим с детьми прием «Приближения картины», или «Вхождения в картину», разработанный специалистами Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея. Поверхность картины как бы «вскрывается», и дети становятся участниками происходящего. Так же любим c детьми прием «оживления» картины. Задача педагога пробудить воображение ребенка, активизировать его мышление, причем важно обыгрывать позой и мимикой не столько то, что происходит на картине сейчас, сколько то, что было до этого. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.
Еще один прием, способный привлечь внимание малышей к произведению искусства, — организовать игру-соревнование. Например, кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра развивает у детишек наблюдательность, стимулирует их познавательную активность, учит формулировать и высказывать свои мысли.
В беседе с детьми для развития интереса к живописи и для активации их внимания можно использовать игровой прием «вопрос от противного», то есть, задавая свой очередной вопрос (особенно в затруднительных ситуациях, педагог намеренно дает неправильный вариант ответа. Дети, чувствуя себя «знатоками», с легкостью выходят из затруднения, «разоблачая» педагога. Этим приемом можно направить внимание детей на важную деталь картины, на ключевой момент в изображении, дающий пути верного понимания художественного образа.
Список использованной литературы и материалов:
1. Витковская А. М. «Развиваем зрительное восприятие», Альбом для упражнений Санкт- Петербург, 1994;
2. Козиев В. Н., Левандовский С. Н., Столяров Б. А «Музей – дошкольникам», ГРм Санкт – Петербург, 1998;
3. Маслова С. Г., Соколова Н. Д. «Мы входим в мир прекрасного», «СпецЛит» Санкт – Петербург, 2017;
4. Полуянов Д. «Воображение и способности», «Знание» Москва, 1985.
5. Цветкова Т. В. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. ФГОС», Изд. Сфера, 2017