Татьяна Горкун
Творческая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в ДОУ является предметно-пространственная среда. При создании развивающей среды в группе нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности.
Одной из актуальных задач художественно-эстетического воспитания дошкольников является развитие элементов творчества.
Публикация «Творческая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
Через детское творчество дети проявляют свое понимание окружающего мира, отношение к нему. Детское творчество, демонстрирует глубину внутреннего мира дошкольника, уровень развития восприятия и представлений, их способности и интересы.
От того, насколько комфортабельными окажутся условия, в которых «творит» дошкольник, зависит возможность скорого выявления и развития детских способностей, формирование элементов творчества.
Для организации творческой деятельности детей от 3-5 лет в пространстве группы можно выделить следующие центры:
«Центр творчества»
Требования к предметно-развивающей среде организации центра изобразительной деятельности
- единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;
- наличие соответствующих декоративных моментов;
- учет возрастных и гендерных особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства;
- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);
- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);
- доступность материала для детей, удобное расположение.
Согласно требованиям:
При организации центра изобразительной деятельности:
- необходимо создать пространство для творческой деятельности детей (столы, стулья, магнитные доски, шкаф или полки для хранения материала);
- место для творческих занятий по изодеятельности должно быть отведено так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям санпина.
- необходимо учесть интересы мальчиков и девочек (обеспечить раскрасками, трафаретами, различными материалами, дид. пособиями);
- необходимо оснастить предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец: барышни, тройки, кони);
- использовать детский дизайн в оформлении;
- использовать репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов и тд);
- предусмотреть наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов декоративно-прикладного искусства.
Основное требование к такому уголку творчества - функциональность. Самое главное правило гласит: все инструменты и рабочие материалы должны находиться на виду и в строго выделенном месте.
Материалы и оборудование для изобразительной деятельности для млад. гр
Для рисования:
Наименование материала - Набор цветных карандашей (12 ц, Гуашь (12 ц, уголь, толстые и тонкие кисти (№10-14, Емкость для промывания кисти от краски, Салфетки из ткани для осушения кисти, Подставка для кистей, Бумага различной плотности, цвета и размера. (На каждого ребенка).
В средней группе - Набор фломастеров (12 ц, Белила, Палитры, Губки промывания палитры. .(На каждого ребенка).
Для лепки:
Наименование материала – Скульптурный пластилин, Пластилин, Доски, Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие, Салфетки из ткани для вытирания рук (На подгруппу детей).
В средней группе - добавляются Стеки разной формы.
Для художественного творчества:
Наименование материала - Щетинные кисти для клея, Пластины (клеенки,клей – карандаш, Розетки для клея, Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач. (На каждого ребенка).
В средней группе - Ножницы с тупыми концами, Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией.
Оборудование общего назначения- Доска (стол)для рисования мелом, Губка, Наборы мелков, Мольберт двухсторонний, Фланелеграф, магнитная доска, Подставка для работ по лепке, Указка, Настольная точилка для карандашей.
Художественный материал- Картинки с различными видами росписи (дымка, Иллюстрации по мотивам росписей, Книжная графика (Васнецов, Сутеев, Чарушин, Трафареты, Раскраски.
Дидактические игры на запоминание названий основных цветов, на развитие умения соотносить цветовые карточки с цветом предмета, на развитие навыков художественной композиции и тд.
«Центр театра»:
важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении.
В театрализованный центр необходимо включить разные объекты.
Оснащение театрального уголка для 2 –й младшей группы:
1. Фланелеграф.
2. Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Теремок», теневой театр («Лиса и заяц», театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
3. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
4. Маленькая ширма для настольного театра.
5. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
6. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски сказочных персонажей.
7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов.
Оснащение театрального уголка для средней группы:
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски театральных персонажей.
2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
3. Стойка-вешалка для костюмов.
4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, кукольный, настольный, перчаточный, куклы бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям, а для ребенка (перчаточные или пальчиковые);
6. Набор театральных игрушек, которые могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, ткани, картона, пластмассы, дерева, папье-маше, тонкой фанеры.)
7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов.
Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает детям стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста.
«Центр Музыки»
Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно, играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр.
При создании «Центра музыки» рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения центра, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкального центра и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Перечень материалов для детей от 3 до 4 лет (младшая группа) :
• куклы-неваляшки;
• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
• атрибуты к музыкальным подвижным играм;
• флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам)
• магнитофон и набор программных аудиозаписей;
• поющие игрушки;
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада)
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
• металлофон;
• шумовые инструменты для детского оркестра;
• книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;
• фланелеграф или магнитная доска;
• музыкально-дидактические игры;
• музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования.
Таким образом, созданная развивающая предметно- пространственная среда дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Работа в области художественного эстетического воспитания может быть очень плодотворна, создавая с детьми первые шедевры, мы закладываем в них возможность стать ВЕЛИКИМИ!