Наталья Ермакова
Проект «Труд детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа оставляет глубокий след в душе
ребенка, воздействует на его чувства
своей яркостью, многообразием, динамичностью
Творческое название проекта
«Познавательно-исследовательская деятельность детей в мире природы»
Основополагающий вопрос
Как живут растения?
Проблемный вопрос
Что нужно растениям для жизни?
Гипотеза
Если нет растений, нет жизни на земле.
Растения окружают нас всюду.
Где есть растения там есть жизнь.
Паспорт проекта
- Тип проекта : информационно – исследовательский, открытый,
Публикация «Проект „Труд детей в природе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
групповой, продолжительный.
- Участники проекта : воспитатели, дети 5-6лет старшей группы
детского сада, родители.
- Сроки реализации: два месяца.
- Условия реализации: интересы детей и родителей.
- Средства контроля и обеспечение: опытническая деятельность,
фотоматериал.
Актуальность
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства, особенно велика роль природы в воспитании детей.
Очень важно знакомить детей с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера.
Данный проект направлен на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать Полученные знания, развивать познавательную активность, самостоятельность в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Важно чтобы ребенок мог оценивать поведения человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для пассивной деятельности.
Цель проекта.
Развитие у детей 5-6 лет интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания природы.
Задачи:
Расширить и углубить знания детей о растениях, развивать наблюдательность, сопереживание, воспитывая при этом всесторонне развитую личность ребенка.
Повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, развивать у детей исследовательские способности, навыки исследовательского поведения.
Дать представление детям о значение растений в нашей жизни, и окружающем мире.
Формировать представления у детей значимости растений в жизни человека и всего живого.
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Проект состоит из двух блоков:
- Информационно – пропагандический.
- Практико- исследовательский.
Этап проекта
- Организационно – подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
Этапы и сроки
Октябрь
1. Наблюдение за сезонными наблюдениями в природе.
2. Рассматривание картин и иллюстраций по теме «осень», «овощи», «фрукты».
3. Труд в природе :
а) работа в цветнике – удаление высоких цветов.
б)сбор цветов;
в) пересадка растений в уголок природы (петунии);
г) сбор зелени с детского огорода;
д) вскапывание грядок;
4. Уход за комнатными растениями в уголке природы.
Январь: Работа в уголке природы.
1. Посадка лука (наблюдение за ростом).
2. Посев ячменя и петрушки (сравнение сроков всходов).
3. Посев семян петунии (выращивание рассады).
4. Посадка комнатных растений (расширение знаний детей о жизни комнатных растений).
5. Выращивание плесени – (опыт, экспериментирование – дать понятие, что это живой организм, который требует влаги, тепла).
Итоговая беседа с детьми о проделанной работе.
На участке нашей группы имеется детский огород и цветник, где дети учатся ухаживать за цветами и овощами.
Начиная с осени дети начинают готовить землю к весенней посадки. Так клубни гладиолусов выкапываются и заносятся в группу. Цинния вырывается и убирается с цветника. Убираются также стебли петунии, шафрана. Дети очень любят собирать семена цветов, которые также заносятся в группу на хранение. Особенно дети знакомятся с происхождением в природе изменениями. Получают знания от педагогов почему одни растения убирают с грядки (циннию, астру, георгин, гладиолус, а другие остаются в зиму (гвоздика, портулак). Детям дается представление о размножении цветов на клумбе (корнем, клубнем, семенами). В подготовительной группе дети уже научатся размножать растения и черенками.
Так в этом году была допущена ошибка – клубни гладиолусов, после выкапывания, были сложены в пустую пачку из под сока и занесены в группу на хранения. В результате чего, когда мы с детьми решили их перебрать – то увидели, что многие из них сгнили.
Причем многие из них стали мягкими, и имели неприятный запах. Дети с интересом рассматривали клубни. При этом два гладиолуса дали ростки, один из них был светло-зеленым (почти желтым) и длинным. Второй был маленький, но совершенно изогнутым и тянулся в сторону.
Детям было дано разъяснение, что гладиолусы в пачке из под сока сгнили, потому что туда не проходил воздух и сохранилось много влаги. При гниении клубни становятся мягким, грязными, имеют неприятный запах. Так по нашей большая часть клубней гладиолусов сгнила и большинство из них пришлось выбросить.
Обратила внимание детей, что в отличии от клубней взрослых, «детки» этих клубней сохранились лучше. Вместе с детьми решили клубни гладиолусов с ростками посадить в землю, поставить на подоконник для дальнейшего наблюдения.
Наш росток рос не по дням, а по часам, к тому же быстро менял свой цвет – он становился ярко зеленым. Дети подходили часто к окну и наблюдали за своими питомцами.
Второй росток выпрямился и также потянулся вверх.
Уточнили с детьми, почему произошли эти изменения.
Растением для роста нужны! Свет, вода, тепло, земля.
Поэтому наш росток поднимается все выше и выше.
А начинали свой зеленый огород на окне дети с лука.
Садили лук необычно. Мы его так садим уже второй год. Берется пластмассовая пятилитровая бутыль. В ней вырезаются отверстия круглой формы, куда вставляются головки лука, при этом корешки должны быть повернуты во внутри бутылки.
Готовят землю, вставляют лук, засыпают его дети самостоятельно. Работу эту они выполняют с удовольствием и желанием, аккуратно, не мешая друг другу, не толкаясь. При этом закрепляем с детьми, что нужно растению, чтобы оно росло быстро и было красивым.
Дети знают что это свет, вода, тепло, земля, любовь к посаженным растениям.
В течении всего холодного времени мы с детьми экспериментировали в уголке природы. Так дети рассаживают цветы, выращивают рассаду. В этом году дети рассаживали хлорофитум. Были срезаны ростки с усов хлорофитума и поставлены в стакан с водой. Дети наблюдали как постепенно росли в воде корешки цветка. И вот пришло время посадить растение в свой горшок. Для этого мы аккуратно вынули его из стакана с водой.
Дети с радостью и любовью рассматривали эти корешки.
Они и действительно были славными.
Подобрали для ростка новый голубок цветочный горшок, сделали дренаж. Дети знают, что дренаж нужен, чтобы в земле лучше сохранялся воздух и вода. Посадили наш росток – пусть растет и украшает нашу группу.
В этом году наблюдали дети и ростом ячменя и петрушки. Сравнили семена по внешнему виду. Дети отметили, что ячмень в сравнении с петрушкой семена крупней, ярче, удобнее брать пальцами. Семена петрушки мелкие, темные, очень неудобно брать пальцами.
Ячмень и петрушку обязательно нужно помнить. Поливать будем аккуратно. Не будем высоко поднимать лейку, чтобы вода не брызгала, земля не разлеталась.
Ячмень посеяли необычно.
В одной половине лотка мы посеяли его глубоко, а в другой половине мелко. Так он и вырос – с одной стороны были уже ростки, а с другой он только всходил.
Дети поняли: чем больше насыпать земли не семена, тем тяжелее им будет расти.
Вот такой красивый я получился.
А петрушки все нет?
Дала детям ответ на данный вопрос почему?
Не все семена всходят в одно время. Они входят быстро такие как ячмень, огурцы, укроп, салат. А вот петрушка, помидоры, перец долго лежат в земле и всходят намного позже.
С интересом дети сеяли семена петунии. Они самостоятельно набирали землю в одноразовые стаканчики.
Семена петунии были куплены в магазине и находились в специальном
упаковочном конверте.
Они были такими мелкими, их невозможно было взять двумя пальцами.
Поэтому нужно одним пальчиком макать в семена, которые находятся в розетке, а затем аккуратно, неспеша стряхивать их с пальчика в стакан с землей. Сверху нужно еще насыпать земли в стакан, что бы семена хорошо выросли.
Стаканчики с посаженными семенами петунии накрыли пленкой и обвязали резинкой.
Дала детям понятие – «самополив». Земля после полива испаряет полученную воду т. е. вода в виде пара капельками поднимается из стаканчика. И если стаканчики накрыть пленкой то влага будет собираться на пленке капельками воды и опять падать в стаканчик. Лоток с стаканчиками петунии был поставлен на подоконник, где дети и наблюдали самостоятельно.
Интересным был эксперимент по выращиванию плесени на хлебе. Прежде чем приступить к данному эксперименту с детьми были проведены беседы о хлебе, прочли сказку «Слепая лошадь», рассмотрели иллюстрации о выращивании хлеба по тематике «Откуда пришел хлеб».
Цель – научить детей беречь каждую крошку хлеба, не давать ему плесневеть, не бросать, не пинать, стараться доедать каждый кусочек во время еды, чтобы он не выбрасывался.
Детям был принесен свежий, хрустящий, ароматный, только что купленный в магазине хлеб. Все дети сразу захотели его покушать и уплетали его за обе щеки.
Эксперимент начали в пятницу, чтобы хлеб остался в группе на выходной. Взяли два одинаковых по размеру кусочка и положили в разные судки.
Один кусочек полили водой из лейки. Оба судка накрыли крышками и поставили в тепло
О чудо! В теплом – фиолетовом судочке появилась плесень
Рассмотрим ее поближе. Похожа на шерсть, ниточки.
Фу! Сказали дети. И взялись все за носы. В другом светлом судке хлеб остался чистым
Плесень! Что это такое? Давайте попробуем пальчиком. Она – мягкая, мокрая, придавливается.
Плесень – это грибок. Его нельзя есть. Если присмотреться на плесени черные точечки и волосинки – это ножки и шляпки. Грибок растет на хлебе если он влажный (мокрый) и находится в тепле, да еще в закрытой емкости. Если съесть такой хлеб можно отравиться и попасть в больницу. Человек может погибнуть съев такой хлеб. Чтобы хлеб не поражала плесень его нужно правильно хранить. Не покупать в магазине много, не оставлять кусочки, не хранить хлеб в пакете, влажном месте, в тепле. Стараться не выращивать такую плесень.
Сравним кусочки хлеба. Почему в светлом судке не покрыт плесенью?
Потому что его мочили водой. Он оставался сухим. Однако хлеб нужно кушать свежий. Он вкусный и ароматный. Давайте с вами подумаем как можно сберечь хлеб.
1. Не покупать в магазине лишний.
2. Если остался высушить на сухарики они хранятся дольше.
3. Можно сделать горячие бутерброды.
4. Стараться хранить в сухом месте.
5. Не хранить в пакете.
6. Во время еды сделать свои кусочки хлеба.
7. Крошки собрать в ладошку и вынести птицам.
Берегите дети хлеб.
1. Хлеб всему голова
2. С хлебом голоден не будешь ни когда.
3. Хлеб да каша пища наша.
Беседа (итоговая)
Тема: Растения нашего уголка.
Программные задачи: Удовлетворить потребность детей в получении и обсуждении информации о происшедших событиях. Формировать умение детей описывать проделанную работу и делать выводы. Учить активно участвовать в беседе. Понятно отвечать на вопросы и задавать их. Закрепить знания детей о жизни и росте растений в открытом грунте и помещении. Воспитывать умение ухаживать за растениями правильно пользоваться необходимым для этого оборудование.
Оборудование: Уголок природы, растения, оборудование.
Ход беседы.
Дети, послушайте чистоговорку.
- Рисовала Лариса акварелью нарцизы, георгины гуашью рисовала Наташа.
- Расскажите чистоговорку в разной силой голоса т. е. громко и тихо.
- Саша скажет громко.
Настя скажет тихо.
Воспитатель: Как называются цветы, которые рисовали девочки?
Дети: Нарцизы, георгины.
Воспитатель: Какие цветы росли и растут у нас на цветнике?
Дети: гвоздика, нарцизы, тюльпаны, подснежники, гладиолусы, астры, петуния, портулак, цинния.
Воспитатель. Цветы, которые растут в поле как называются?
Дети: полевые.
Воспитатель: цветы, которые растут в лесу как называются?
Дети: лесные.
Воспитатель: цветы, которые растут на клумбе как называются?
Дети: садовые.
Воспитатель: Для чего садят садовые цветы?
Дети: Для украшения домов, садов, улиц, двора, площадей.
Воспитатель: У нас в группе тоже растут растения. Как они называются?
Дети: Комнатные.
Воспитатель. Чем отличаются садовые и комнатные растения от полевых?
Дети: за комнатными и садовыми ухаживает человек, а полевые растут сами.
Воспитатель: Кто из вас расскажет, как ухаживают за комнатными растениями?
(перед детьми находятся комнатными растения).
Воспитатель: Нужно рассказать: как называется растение. Расскажите, как мы его выращивали с вами и ухаживаем за ним? Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?
Дети составляю рассказ из личного опыта. Заслушиваются 2-3 рассказа, остальные дети дополняют.
Физкультминутка: Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Воспитатель: дети, с помощью каких предметов мы ухаживали за растениями в уголке природы (перед детьми лоток в котором находится оборудование).
Дети (отбирают предметы по выбору и рассказывают о их назначении – лейка, грабли, лопатки, ветоши, совки, палочки, зубные щетки, перышки).
Воспитатель: Какие растения еще зимой мы с вами вырастили?
Дети: ячмень, лук, гладиолусы, петрушку, петунию, хлорофитум, бегонию.
(дети по выбору рассказывают о выращивании растений, которые они вырастили).
Воспитатель: дети, что мы вырастили с вами на кусочке хлеба?
Дети: плесень.
Воспитатель: как у нас выросла плесень?
Дети: мы полили водой кусочек хлеба, накрыли в судочке его крышкой и поставили в теплое место.
Воспитатель: плесень это что?
Дети: грибок.
Воспитатель: скажите дети, как нужно относиться к хлебу?
Дети: съедать во время еды.
- Собирать крошки в ладошку и отдавать птицам.
- Не бросать хлеб на землю.
- Не покупать в магазине лишний.
- Не крошить.
- Не бросаться хлебом.
Воспитатель: во мы с вами и вспомнили все, что посадили в уголке природы. Что же мы будем делать дальше?
Дети: беречь растения, поливать их, рыхлить землю, высадим рассаду весной на улицу.
Воспитатель читает стихотворение.
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если я и если ты,
Если мы сорвем цветы
То не будет красоты
И не будет доброты!