Кукина Светлана
Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС и интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы
1. Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка. 3
1.2 Цели и задачи реализации программы 4
1.3 Принципы и подходы к формированию программы 5
1.4 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста с РАС 5
1.5 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 12
1.6 Планируемые результаты освоения Программы 14
2. Содержательный раздел. 15
2.1 Характеристика особенностей развития ребенка-инвалида 15
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
2.1.1 Общие сведения о ребенке 15
2.1.2 Психолого – педагогическая характеристика ребенка 15
2.2 Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида. 17
2.3 Медицинское сопровождение 18
2.4 Психолого – педагогическое сопровождение 18
2.5 Индивидуальный учебный план 19
2.6 Календарно – тематическое планирование на полгода (с сентября по август) индивидуальные занятия по приоритетным направлениям. 19
2.7 Предполагаемые результаты обучения и воспитания ребенка на конец полугодия (август). 28
2.8 Мониторинг развития ребенка 30
2.9 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей воспитанника 30
3. Организационный раздел 31
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 31
3.2 Организационное обеспечение создания специальных условий для воспитания и образования ребенка-инвалида 32
3.3 Перечень специалистов и педагогов участвующих в реализации индивидуальной программы 32
3.4 Заключение и рекомендации 33
Список литературы 34
Приложение 1: заключения ТПМПК, ИПРА
Приложение 2: анкета для родителей
Приложение 3: карта наблюдения
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Индивидуальная образовательная программа ребенка - инвалида разработана с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка – инвалида (ИПРА, выдаваемой Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», далее – ФАОП ДО
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с аутистическими аспектами; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа рассчитана на учебный год (с сентября 2024г по май 2025 учебного года). Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы индивидуально и будет зависеть от структуры нарушения у Левы: уровня его актуального развития и потенциальных возможностей.
Содержание материала данной программы включает материал по всем линиям развития и подбором методов и приемов, характерных для ребенка с РАС.
Приоритетными направлениями ИОП является формирование жизненно необходимых знаний. В основе конкретных методик - четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний, опора на визуализацию. Обучение ребенка строится на характере взаимодействия взрослого и ребенка : принятие его таким, каким он есть, доброжелательное отношение для установления положительного комфортного пребывания ребенка.
Продумана предметно - развивающая среда. От созданной предметно – развивающей среды, дидактического материала во много будет зависеть психическое развитие ребенка со сложным нарушением. Через позитивное сотрудничество с ребенком предполагается стимулировать его активность, инициативу и педагогам необходимо проявлять гибкость, мудрость и терпение.
Для успешной психолого - педагогической работы важна медикаментозная коррекция, т. е. – комплексное сопровождение.
Данная программа разрабатывается и реализуется командой педагогов.
1.2. Цели и задачи реализации программы.
Цель: обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2. Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении.
3. Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.
4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка-инвалида, обеспечение его эмоционального благополучия.
5. Обеспечение актуального включения в окружающую социальную среду ребенка с ограниченными возможностями здоровья и максимально всестороннее развитие, и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями и учетом зон ближайшего и перспективного развития.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
1. Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
2. Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
3. Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
4. Принцип интеграции усилий специалистов.
5. Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям ребенка-инвалида.
1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста с РАС.
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем, расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.
1.5. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
РАС с ИН - сложное нарушение развития. Интеллектуальная недостаточность характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.
Выделяют 3 диагностических критерия умственно:
- клинический (наличие органического поражения головного мозга);
- психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности);
- педагогический (низкая обучаемость).
При своевременном и правильно организованном коррекционном обучении многие отклонения развития у ребенка могут быть скорректированы и дадут возможность избежать нарушений в развитии личности, позволят улучшить качество жизни ребенка. Аутистические черты и проявления также требуют коррекции и учитываются при построении коррекционной работы, подборе методов и приемов.
Для детей же с интеллектуальной недостаточностью (ИН) характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г. Морозова, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают, данные исследований на всех этапах процесса познания имеют, место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.
Известно, что при ИН оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны.
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Отмечается также узость объема восприятия, они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Для детей с ИН характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Как показывают исследования все операции мышления недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Отличительной чертой мышления детей с ИН является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
У них чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения. Отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.
По данным специалистов у детей с ИН страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
Все отмеченные особенности психической деятельности у детей с ИН носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
С учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка прогнозируемый результат :
- возможно частичное восстановление (компенсация) функций общения, контроля над своим поведением, восстановление социально – средового статуса.
Возможные достижения:
умеет общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и частично самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
должны быть сформированы навыки самообслуживания;
должны быть развиты культурно-гигиенические навыки;
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
- обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
- обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
- обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета, обозначает итог счета;
называет свое имя, фамилию, возраст, имена родителей;
называет членов своей семьи, их имена;
называет имя и отчество взрослых, работающих в Учреждении;
называет по 3-5 наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви, мебели, посуде, транспорте и т. д.
штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
умеет выполнять движения и действия по образцу и речевой инструкции
2. Содержательный раздел.
2.1. Характеристика особенностей развития ребенка-инвалида.
2.1.1. Общие сведения о ребенке.
Общие данные:
Чащихин Лев
16.10. 2018 года рождения
Диагноз:
Задержка речевого развития, моторная алалия, детский аутизм
Родители:
Чащихина
Чащихин
Домашний адрес: город Димитроаград,
Ул дом 47,
Место фактического проживания: город Димитровград,
улица Пушкина дом 47.
Ребенок воспитывается в полной семье. Семья проживает в частном доме, где созданы все условия для полноценного развития ребенка. Отношения в семье доброжелательные, спокойные
Исходное состояние ребенка
Речевые и психические
процессы Результат
Память Запоминает и показывает один предмет с помощью педагога
Мышление Грубые нарушения мышления
Речевое развитие Речь ниже возрастной нормы
Моторика Дефекты тонкой ручной моторики
Связная речь Не соответствует возрасту
Звуковая сторона речи Отсутствуют звуки. Слоговая структура грубо нарушена. Звуковой анализ и синтез не сформированы
Грамматический строй речи навыки словообразования, словоизменения не сформированы; словосочетания предложения: не использует в речи. Понимание на бытовом уровне.
Общее звучание речи речь не соответствует возрасту
Продуктивный вид деятельности Результат
Лепка
Рисование Не может держать карандаш правильно
Конструирование аппликация Не владеет ножницами
Моторика Дефекты тонкой ручной моторики
Социальное развитие Не соответствует возрасту
Познавательная деятельность Не соответствует возрасту
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Навыки самообслуживания сформированы не достаточно
2.1.2. Психолого – педагогическая характеристика ребенка.
Развитие ребенка по всем линиям развития низкое. Лева является ребенком с ОВЗ со статусом инвалида.
Социальное развитие.
Лева социально адаптирован в группе, чувствует себя эмоционально комфортно. Доброжелателен и неагрессивен, наблюдается отрешенность по отношению ко всем, как будто никого нет рядом. Самостоятельно прощаться и здороваться, благодарить не может, необходимо стимулировать естественным жестом или кивком головы.
Навыки самообслуживания не сформированы: самостоятельно есть не может, к еде относится крайне избирательно. Иногда необходимо напоминать о посещении туалета, хотя никогда не случается неприятностей в отношении этой процедуры. Самостоятельно одеваться и раздеваться не может. При одевании путает левые и правые предметы обуви. Наблюдается ритуальное поведение: обходит в определенной последовательности группу «наводит свой порядок» с настольными играми, книгами, конструкторами с которыми в течение дня предпочитает действовать самостоятельно.
Физическое развитие мальчика нормальное, не имеет физических недостатков, малоподвижный, в спонтанной деятельности любит взбирается на лестницы, постройки, кровати в группе, спрыгивает с них бесстрашно, что вызывает у педагогов большую тревогу за ребенка. Но на занятиях по физкультуре выполнение определенных основных движений вызывает большие затруднения, так не может выполнять действия по подражанию, показу, объяснению: не может прыгать с места, кидать мяч в цель, ползать и т. д.
Предметно – игровая деятельность.
Действует только с хорошо знакомыми игрушками, не проявляя интереса к другим : совсем не играет с машинками, с сюжетными игрушками. Знакомые игры использует адекватно. Сюжетных действий с игрушками не наблюдается. С малознакомыми манипулирует, например - с лего - конструктором, пытается соединять части.
Изобразительная и конструктивная деятельность.
Интерес к изобразительной деятельности очень низкий. Включается в процесс только по настоянию взрослого, при рисовании красками, лепке проявляет больше самостоятельности: копирует рисунки детей или образец взрослого, но необходима помощь взрослого. Испытывает трудности в аппликации, самостоятельно не пользуется ножницами. Не проявляет желание рисовать в свободной деятельности: никогда не садится рисовать вне занятий с детьми. При конструировании интереса не проявляет, включается в деятельность по настоянию и выполняет работу вместе с взрослым.
Познавательное развитие. Идет на занятие по просьбе взрослого, необходимо повторить несколько раз. Трудно понимает вербальные учебные инструкции: необходимо повторять, подкреплять показом. Лучше понимает и принимает предлагаемые задания, предложенные на невербальном уровне. Но интереса к ним не проявляет, даже если выполняет, безразличен к результату: как к успешному выполнению, так и неудаче. Необходима массированная помощь при выполнении заданий, подкреплять показом, образцом, постоянно смена деятельности. Но очень долгое время может действовать на индивидуальных занятиях при смене деятельности и включении разнообразного материала.
Необходимо длительное обучение определенному действию с предметами и пособиями, соскальзывает на предыдущее выполнение. Перенос в новые условия не осуществляет.
При исследовании познавательной деятельности выяснили, что Лева успешно выполняет задание «Коробка форм» - методом зрительного соотнесения. Успешно выполняет задания способом наложения: разрезные картинки из 4 частей с прямыми разрезами и по диагонали после предъявления образца взрослым. Самостоятельно складывает картинки из 4 и более кубиков при создании изображения после показа образца, используя прием наложения на картинку – образец, например - при работе с кубиками Никитина. Находит парные предметные картинки. Соотносит по цвету и по форме карточки по одному признаку. С помощью взрослого выделяет большой – маленький, треугольник, квадрат, круг в ситуации обучения подсказка указательным жестом. Ведущая рука правая. Удерживает предметы одной и двумя руками, выполняет с ними разнообразные действия. Движения рук согласованы при раскладывании вкладышей, например на доске Сегена. Застегивает молнии, липучки, но трудности при застегивании пуговиц.
Осведомленность о себе и окружающем мире на низком уровне: ребенок реагирует на свое имя, не называет его. Показывает некоторые части тела, но не называет их. Назначение частей тела не дает. Узнает на фотографии членов семьи, в свободной деятельности не называет. Контактирует с педагогами группы жестами, сверстников никак не называет. Знания о животных, птицах также весьма ограничены узнаванием и называнием некоторых из них на карточках упрощенными словами, звукоподражаниями.
Речевое развитие. Понимание речи ограничено. Выполняет простые бытовые инструкции «Пойдем в туалет», «Дай руку», «пойдем гулять», «одевайся» и т. п. Иногда обращается с просьбами к педагогам с помощью коммуникативной книги «Я хочу желтую конфетку», «Я хочу в туалет». Требуются постоянный контроль.
2.2. Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида.
1) диагностико-прогностический;
2) коррекционно-формирующий;
3) оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения и деятельности ПМПк ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:
- сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида (анамнез, особенности социальной ситуации развития;
- оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;
- прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.
Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.
Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:
- оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;
- проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.
Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов.
2.3. Медицинское сопровождение.
Систематическое посещение реабилитационного центра по графику в соответствии с ИПР, где получает комплексное медицинское и психолого – педагогическое сопровождение. 1 раз в квартал посещение врача – психиатра и других специалистов по рекомендациям (прописанных в ИПР) и врача - психиатра, врача – педиатра. А так же мама с ребенком регулярно посещает Димитровградский терапевтический комплекс «Преодоление». Посещал, организацию «Центр реабилитации инвалидов детства «Доверие» в 2024году, где ребенок проходил занятия по своему психофизиологическому развитию.
2.4. Психолого – педагогическое сопровождение.
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель: создание оптимальных условий для индивидуализации коррекционно - образовательной работы ребенка с РАС и интеллектуальными нарушениями с учетом его реальных возможностей и образовательных потребностей.
Задачи:
• Обеспечивать права ребенка с РАС с интеллектуальными нарушениями на получение адекватной коррекционной помощи;
• Корректировать негативные тенденций развития;
• Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, музыкальной);
• Предупреждать вторичные отклонения в развитии.
• Создавать благоприятные условия развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, и склонностями.
• Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.5. Индивидуальный учебный план.
Индивидуальный учебный план отражает базисные компоненты коррекционного обучения, заложенные на основе комплексной программой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» авт. А. Е. Екжанова, Е. А. Стребелева. Индивидуальный учебный план разработан в соответствии с образовательными областями по приоритетным направлениям для формирования жизненных компетенций.
Обучение проводится:
• на индивидуальных занятий,
• на подгрупповых занятиях и малыми подгруппами по учебному плану группы,
• на фронтальных занятиях: музыкальном и физкультурном, на которых присутствует несколько педагогов: воспитатель, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре и специалист группы (учитель – дефектолог или учитель – логопед).
Индивидуальная работа с ребенком проводится ежедневно со специалистами и воспитателями по разработанному графику индивидуальных занятий.
Приоритетные направления на индивидуальных коррекционных занятиях по формированию жизненных компетенций:
1. Социально – коммуникативное развитие
2. Сенсорное восприятие
3. Познавательное развитие
4. Развитие речи на основе ознакомления с окружающим
5. Предметные и игровые действия
6. Самообслуживание