Людмила Богданова
Конспект интегрированного занятия «То берёзка, то рябина» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков
Конспект интегрированного занятия
Тема: «То берёзка, то рябина…»
Старший дошкольный возраст.
Воспитатель: Богданова Л. А.
Цель: закрепление и обобщение представления детей о деревьях: берёзе и рябине, их сходстве и отличии друг от друга.
Задачи:
- способствовать закреплению знаний детей о деревьях, их строении;
- способствовать развитию умения сравнивать, называть сходства и отличия;
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе с приходом другого времени года: осени;
- воспитывать интерес к миру природы
Предварительная работа: рассказ и беседы о деревьях на занятиях по экологии и окружающему миру. Прослушивание песен: «То берёза, то рябина…», «Что стоишь качаясь…», Л. Зыкина «Березка». Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Передышка», Геннадий Снегирёв «Рассказ о берёзе», рассказывание легенды о рябине, стихотворений Есенина, Вяземского. Рассматривание картин: Грабарь «Рябинка», «Осень. Рябины и берёзы», Куинджи «Берёзовая роща».
Методические приё мы: беседа-диалог, физминутка «станем мы деревьями», сравнение, обобщение.
Ход занятия:
Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к берёзке и к рябине. Часто эти два деревца растут рядом, подчёркивая красоту друг друга. Особенно красивы эти два дерева сейчас. А какое сейчас время года?
Дети – Осень.
Воспитатель: – Верно. Как меняется берёза с приходом осени?
Дети – Листья становятся жёлтыми.
Воспитатель: – Да, и кажется будто берёза одела золотой наряд. А рябина?
Ответы детей – Листья на ней краснеют. Листья становятся оранжёвыми.
Воспитатель: – В отличии от берёзы, рябина надевает более тёмный наряд. Ребята, о каком дереве я сейчас загадаю загадку?
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Дети – Береза
Воспитатель: – Верно. Как вы догадались?
Дети – по слову «белоствольная» у берёзы белый ствол, по слову «серёжки» весной у берёзы появляются серёжки.
Воспитатель: – Какие вы молодцы! Всё правильно! А ещё как мы можем сказать, какая берёза?
Дети: – стройная, кудрявая, белая, изящная, её называют «русская красавица», светлая, нежная, у неё золотые косы.
А теперь послушайте другую загадку
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
Дети – рябина.
Воспитатель – Конечно! А по каким словам вы догадались?
Дети – «гроздья красные» у рябины гроздья ягод, птички прилетают зимой её кушать.
Воспитатель: – Опишите мне рябину, какая она?
Ответы детей – Тонкая, гибкая, кудрявая, красная.
Воспитатель: – Теперь давайте посмотрит внимательно на два этих дерева и скажем, что же у них общего? Чем они похожи друг на друга?
Дети – У них есть ствол, ветви, листья.
Воспитатель: – А ветви и листья что образуют?
Дети – крону.
Воспитатель: – А под землёй, что дерево прячет?
Дети – корни.
Давайте на минутку станем деревьями и поиграем.
Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.
Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком
В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками
Воспитатель: – А теперь давайте назовём отличия. Сначала давайте сравним ствол у деревьев. Чем он покрыт? И как различается?
Дети – корой. У берёзы кора белая с чёрными полосками, а у рябины кора серая.
Воспитатель: – А по толщине?
Дети – у берёзы ствол толстый, а у рябины тонкий.
Воспитатель – А теперь давайте потрогаем ствол берёзы, погладим его ладошками. Кора у неё какая?
Ответы детей.
Воспитатель: – кора шершавая, с глубокими чёрными трещинами и только на верху береста гладкая, нежная. А теперь потрогаем ствол у рябины?
Дети – кора гладкая.
Воспитатель: – Верно и только кое-где видны небольшие трещинки. А какие ещё отличия вы можете назвать?
Ответы детей – на рябине есть ягоды, а на берёзе нет; у берёзы листья жёлтые, а у рябины красно-зелёные, оранжевые.
Воспитатель: – Выделяется рябина на фоне всех деревьев осенью яркими оранжево-красными гроздьями ягод. А каждое дерево одевает новый, красочный наряд, прежде чем сбросить все листья перед зимой. А можем ли мы по листья на земле сказать с какого дерева они упали? А как вы это узнали?
Дети – у деревьев листья разные по форме.
Воспитатель: – Давайте соберём листочки берёзы.
Дети собирают листья.
воспитатель – Какой они формы?
Ответы детей.
Воспитатель: – Да у берёзы листочки плотные, треугольной или ромбовидной формы. Теперь найдите листья рябины.
Дети собирают листья рябины.
Воспитатель: – Какой они формы?
Ответы детей.
Воспитатель: – У рябинки листья сложные, длинные, состоящие из 9 небольших листочков и каждый из них похож на овал. И на берёзе, и на рябине растут листья, которые осенью опадают, значит они какие?
Дети – лиственные, листопадные.
Воспитатель: – Давайте сравним их по высоте?
Дети – Берёза высокая, а рябина низкая.
Воспитатель: – Берёза высокое одноствольное дерево, а у рябины очень часто несколько стволов, поэтому её относят и к деревьям и к кустарникам. Когда мы с вами пошли в гости к берёзке и рябинке вы мне сказали что сейчас время года осень. А по каким признакам вы это узнали?
Дети – листья поменяли цвет, часто идут дожди, птицы улетели в тёплые края, трава пожелтела, цветы завяли, листья опадают.
Воспитатель: – а когда опадают листья, как это называется?
Дети – листопад.
Воспитатель: – посмотрите, сколько листьев на земле, пройдитесь по ним, что происходит?
Дети – они шуршат.
Воспитатель – Да, давайте, скажем «шуршат», «шелестят».
Сегодня мы с вами сходили в гости к рябинке и берёзки, посмотрели на них осенних красавиц.
А сейчас давайте с вами вернёмся в группу и нарисуем берёзку и рябинку. Листья берёзы и рябины тоже возьми с собой, мы их засушим и сделаем красивые аппликации.
Дети с воспитателем возвращаются в группу и рисуют деревья.