Папки-передвижки

«Вязаные сенсорные карандаши». Технология развития речи младших дошкольников

Виктория Толмачева
«Вязаные сенсорные карандаши». Технология развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Вязаные сенсорные карандаши»

(технология развития речи младших дошкольников)

Толмачева Виктория Борисовна, воспитатель ГБДОУ № 12

Развитие речи- компонент процесса воспитания и обучения детей в детском саду. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В то же время наблюдаются и обратные тенденции.

Задача педагога — раскрыть в сознании, чувствах детей связь между живым миром и миром слов, что напрямую способствует гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.

Необходимо найти наиболее эффективные средства и приемы, которые позволяют повысить уровень развития речевых умений и навыков, приобретаемых в процессе творческой работы дошкольников. Одним из таких средств является учебно-методический комплект Е. Д. Файзуллаевой «Мягкая педагогика». Он и был взят, как пример для создания в группе предметно-развивающей среды, изначально для развития сенсорных способностей детей. Но начав работу с детьми, я поняла, что сделанные игры можно использовать в такой области, как речевое развитие.

На первом этапе связала разноцветные шнурочки-карандаши разной длины и подобрала для них картотеку игр, которая обеспечивает накопление у детей чувственного опыта. Своей яркостью, новизной, необычностью- созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. Для целенаправленной работы была составлена картотека речевых игр «мягкой педагогики».

Игры с вязаными карандашами, позволяют малышам различать цвета, формы, величину, различать размер и количество. И огромную роль имеет развитие мелкой моторики рук, так как является умственной способностью ребёнка.

«Вязаная графика» – это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в различных занятиях, я пока больший акцент делаю на речевое развитие.

В основе работы с игровым набором «Вязаная графика» используется принцип «рисование, как изобразительное письмо детей». В процессе использования тактильного рисования вязаными сенсорными карандашами решаются задачи:

- развития тонкой моторику пальцев рук;

-развития координированности движения рук;

-обогащается чувственный опыт;

-развиваются мыслительные процессы и творческая активность;

-развивается речь ребенка;

-развивается воображение;

-формируется у ребенка представлений о цвете, форме, величине;

-развивается умение действовать по образцу.

«Вязаные карандаши» можно отнести и к арт-технологии, которая является мощным инструментом для развития и обучения, которую можно использовать как спокойную сенсорную сказку, тренажер для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, активизирующий творческий и умственный потенциал ребенка, средство для релаксации, дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности.

Вязаные карандаши подходят как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. «Вязаная графика» стимулирует детей к экспериментам, самовыражению и активному участию в образовательном процессе. Например, для индивидуальных занятий: ребёнку предлагается «нарисовать» длинную или короткую дорожку красного цвета «вязаными сенсорными карандашами» и при этом сопровождать действие пением гласного звука, например, «а-а-а» или «и-и-и» (при этом можно менять силу голоса, длительность пения и т. д.) В групповой работе: обыгрывать с детьми какой-то сюжет (сказку, потешку или стишок) и изображая на большом холсте элементы сюжета (дождик, травку, солнышко и т. д.).

Варианты игр и упражнений с текстильными карандашами

«Вязаная графика» - это игра открытого типа, где не прописан заранее сценарий и есть место для фантазии. Рассмотрите текстильные карандаши, погрузите руки в эту мягкую горку и свободно поиграйте, устройте салют, проживите каждую веревочку на ощупь. А теперь, свободно расположите одну из верёвочек на светлом холсте, и попробуйте увидеть какой-то образ, дополните его, «дорисуйте» мягкими карандашами. Обратите внимание, что Ваш рисунок очень пластичен и может меняться по Вашему хотению и получается Ваше авторское изображение. Сам процесс несет в себе элемент психотерапии успокаивает, отвлекает, расслабляет и вдохновляет одновременно!

«Тропинки». Рисуем тропинки по диагонали, по вертикали, по горизонтали.

«Хваталки». На середину листа выкладываем текстильные карандаши, короткие – у педагога. Педагог показывает детям карандашик определенного цвета, дети, как можно быстрее, находят карандаш такого же цвета и забирают себе.

«Выбирай-ка». Педагог называет по очереди цвет веревочек (до 10 шт., дети вытягивают их и кладут на холст. Затем определяют и называют по очереди цвета самой длинной и самой короткой веревочки.

«Контурное рисование». Выбираем контурный рисунок в цветном или черно-белом цвете и прорисовываем его текстильными карандашами.

«Рисование по образцу». Выбираем карточку с изображением простого предмета: геометрической фигуры или любой предметной картинки и рисуем его самостоятельно (мячик, елочка, дорожка, домик, круг, квадрат, треугольник).

«Мягкая геометрия». Выкладываем линии, фигуры, орнаменты, узоры.

«Цветная математика». Рисуем диаграммы, выкладываем цифры с помощью цветных карандашей и решаем задачи.

«Слушай и рисуй». Прочитайте отрывок из стихотворения или произнесите фразу: «На картине изображен красный автомобиль на зеленом фоне» и попросите ребенка нарисовать эту картину (то, что он услышал).

«Прятки». Выкладываем карандаши на холст. Дети внимательно их рассматривают, потом отворачиваются. Убираем один карандаш. Спрашиваем у детей: «Какой исчез?». Задача усложняется, если на холсте много карандашей, (разной длины, одного и того же цвета). «Исчез короткий зеленый карандаш». «Длинных красных карандашей было три, а осталось два - один исчез».

«Раскрась геометрические фигуры». Раскрашиваем с детьми текстильными карандашами треугольник (квадрат, прямоугольник, но есть одно условие - взять карандаш можно только, когда услышишь название его цвета:

• Краб, кран, краска, крапива, красавица, красный.

• Синица, сито, сила, синий.

• Земля, зеркало, зеленый.

• Белка, береза, беседа, бег, бегемот, белый.

Ведущими могут быть сами дети по очереди.

«Веселые пятна и закорючки». На холсте каждый участник рисует текстильными карандашами для другого игрока закорючку или ставит цветное пятно. Задача второго участника нарисовать рисунок на их основе.

Можно усложнить: вместо абстракции нарисовать простую геометрическую фигуру.

«Ты рисуешь – ты и угадывай». Участники разбиваются на команды. Первая команда загадывает простой предмет. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза, и соперники начинают говорить, как и куда положить текстильный карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Задача участников второй команды угадать, какой предмет загадали соперники.

Потом команды меняются местами. Можно играть на время или на количество побед.

Волшебные веревочки помогут развивать эмоциональный интеллект дошкольников. Например, ребенок передает веревочку сверстнику и задает вопрос: «Когда ты радуешься?», тот отвечает на вопрос и передает веревочку следующему игроку. Можно задавать вопросы про разные эмоции: «Когда ты грустишь, когда ты удивляешься, когда тебе страшно?». В игре «Покажи, как ты себя чувствуешь?» дошкольники рисуют свои эмоции и отгадывают эмоции других детей.

Текстильные карандаши можно использовать для создания уникальных проектов и поделок. Например, дети могут рисовать на тканях и создавать собственные дизайны и мультфильмы. Получая продукт своей деятельности, у ребенка появляется уверенность в себе, в своих возможностях.

В процессе занятий волшебные карандаши можно сочетать с разными предметами и игрушками, они становятся отличными помощниками для педагогов.

Работа в направлении реализации мягкой педагогики продолжается, в дальнейшем планируется накапливать, пополнять, расширять игры и дидактический материал, а именно «шифоновая графика, мнушки, игры из фетра и др.»

Публикации по теме:

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактическая игра-ходилка для развития речи у старших дошкольников и младших школьников «Море букв»Дидактическая игра-ходилка для развития речи у старших дошкольников и младших школьников «Море букв» Основа данной игры изготовлена из ткани. На основу последовательно пришиты буквы из вискозы. Дорожка из букв полностью повторяет алфавит,.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Вязаные сенсорные карандаши». Технология развития речи младших дошкольников
Опубликовано: 28 декабря 2024 в 01:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Вязаные сенсорные карандаши». Технология развития речи младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Толмачева (УИ 2139397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД