Ольга Скоропадская
«Тише едешь, дальше будешь». Рекомендации родителям медлительного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Медлительность– не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов.
Скорость действий у медлительных детей в 1,5-2 раза ниже, чем у сверстников. Необходимо подчеркнуть – медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо–плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться.
Темочки:
Взрослый человек может произвольно менять темп своей деятельности и делать что-то быстрее и медленнее, но самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем темп быстрого. А ребенок может работать только в свойственном ему оптимальном темпе.
Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения, но и время от сигнала к началу действий до начала этого действия. С возрастом эти показатели постепенно совершенствуются, но индивидуальные различия не исчезают, они порой даже сильнее.
У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работоспособности. Это значит, что они могут работать качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования педагогов и родителей увеличить темп деятельности буквально толкают детей на снижение качества работы (появляется большое количество ошибок, неправильно понимаются инструкции, нарушается эффективность.
У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию, до начала самого действия. Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Функциональные особенности высшей нервной деятельности не позволяют медлительному ребенку начать выполнение любого задания, ему необходимо достаточно длительное время на врабатывание, но так же трудно отвлечь этого ребенка и переключить на новых вид деятельности. Очень часто трудность или невозможность быстрого переключения затрудняет не только освоение нового материала, но любую деятельность в группе.
Важно подчеркнуть, что при форсировании скорости выполнения задания, время его выполнения не только не уменьшается, но увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».
У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки и, видимо, поэтому так сложен для медлительных детей процесс формирования всех навыков.
Медлительные дети усваивают на треть меньше информации их сверстников при одинаковой (быстрой) интенсивности ее подачи, но если темп подачи информации еще больше увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины информации. Это позволяет понять, почему у активного с быстрой речью, быстрыми действиями учителя медлительному ребенку особенно трудно учиться.
При работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительного ребенка могут быть очень высокими, но сопротивляемость утомлению и является тем неблагоприятным фоном, на котором приходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома. Но это отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже.
Можно ли заставить ребенка работать быстрее? Медлительного ребенка нельзя заставить работать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) темп любой деятельности, по мере ее совершенствования, увеличивается.
Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным, но и вредно. Это создает ситуацию цейтнота, стресс ограничения времени, создаются условия для возникновения невроза. Взрослые, работающие с медлительными детьми, сами это замечают, но видят в этом упрямство, строптивость, нежелание следовать советам. «Я тороплю, а он назло еще медленнее…».
Основные правила взаимодействия с медлительными детьми.
1. Взаимодействуя с медлительным ребенком особенно важны терпение и спокойствие. Главное – не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить его за медленный темп деятельности.
2. Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе.
3. Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет работать быстрее, но будет суетиться, нервничать. При быстрой работе будет страдать качество.
4. Медлительного ребенка (если он является школьником) рекомендуется заранее предупредить, что его сегодня будут вызывать к доске, или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы этот вызов не был неожиданным, т. к. ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.
5. Задания с ограничением времени, соревнования «кто быстрее» и т. п. занятия трудны для медлительного ребенка. Качество их выполнения может быть гораздо выше при работе без ограничения времени.
6. Медлительный ребенок должен иметь время на включение в любую деятельность, и самые простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимое для чтения и т. п., повторяющиеся ежедневно, помогают ему успешно работать.
7. Четкая организация режима дня помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу.
8. Подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, и, даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно!
9. Не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Вы спешите? Это уже ваши проблемы. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению! Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные дети не вскакивают тут же с постели, они должны отойти от сна, минут 5-10 просто полежать, умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше.
10. Знайте: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; использование предельных скоростей эффективней, но приводит к утомлению. Наиболее успешна работа с такими детьми с использованием приема "медленно-быстро" : в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений. Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:
1) ходьба-бег-ходьба медленная;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) "бег" пальчиками (большим и указательным); можете посоревноваться;
4) прыгать через прыгалку, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане разным темпом (всеми пальцами или одним);
6) чертить палочки и ставить точки (используйте тетрадь в клетку);
7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три. " - до десяти.
Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше "Быстрее!" может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые выполняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть в "кто быстрее".
11. Выражайте положительные эмоции. Ребенок, который еле передвигает ноги, может действительно получать от родителей больше внимания за медлительность, чем за эффективное исполнение заданий. Внимание, уделяемое ребенку, может быть негативным или позитивным. Дети реагируют не на характер внимания, а скорее на его интенсивность. Иными словами, если вы скажете: "Смотри-ка, ты пришел домой вовремя", это всего троечка по шкале внимания (хотя и позитивного). Однако если вы кричите на ребенка : "Мне надоело, что ты всегда опаздываешь!", - это уже восьмерка по шкале внимания (хотя на этот раз негативного). Вот почему так важно выражать много позитивного внимания!
12. Давайте только одно указание за один раз. Не превращайте свои просьбы в огромный монолог. Сделайте короткое и ясное заявление, такое как: "Пойди, возьми свои ботинки. Затем вернись ко мне, и я скажу, что делать дальше".
13. Сделайте все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным. Приучите себя (и его тоже) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в школе, и в жизни.
Когда нужна помочь психолога.
• ребенок упрям, сопротивляется и не хочет делать практически ничего, агрессивен, в семье накаляется общая нервозная обстановка;
• ребенок не в состоянии делать то, что в его интересах (когда медлительность может быть стремлением отложить исполнение задач, которые пугают его или кажутся слишком трудными);
• когда приведенные рекомендации выполняются, но не помогают.